Добровольное независимое тестирование

Исследования профессиональных компетенций учителей – программа мониторинга уровня подготовки учителей школ, начатая в 2015 году по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.     В ходе исследований оцениваются профессиональные компетенции учителей-предметников, которые определены на основе профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта, а также собираются общие социологические данные об учителях. 

Данный вид исследований был введен как еще один элемент системы оценивания качества образования, формируемой в России и включающей       в себя ГИА, НИКО, ВПР и международные проекты. Таким образом, продолжается работа по обеспечению всестороннего контроля системы образования в стране, налаживанию сбора информации, необходимой для принятия взвешенных управленческих решений.

Запуск исследования компетенций педагогических работников реализует выполнение поручения Президента РФ, касающегося создания национальной системы учительского роста (НСУР), которая должна устанавливать для педагогических работников уровни владения профессиональными компетенциями, подтверждаемые результатами аттестации.

НСУР основана на профессиональном развитии педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта и предполагает модернизацию педагогического образования, в том числе дополнительного профессионального образования педагогов.

Одним из компонентов НСУР является новая модель аттестации, предусматривающая оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов – ЕФОМ. По результатам такой оценки планируется обеспечение персонифицированного повышения квалификации учителя.

На основе дорожной карты по формированию и введению НСУР и структуры ЕФОМ предусмотрена оценка 4 групп профессиональных компетенций учителя:

  • предметных,
  • методических,
  • психолого-педагогических,
  • коммуникативных.

Соответственно, повышение квалификации педагогических работников должно обеспечивать конкретные изменения в данных профессиональных компетенциях. Предполагается выстраивание повышения квалификации как единой системы, объединяющей организации дополнительного профессионального образования, методические объединения и службы, в том числе муниципального уровня, общеобразовательные организации.

С целью выявления актуального уровня компетентности педагогов и для отработки механизмов учета результатов уровневой оценки учителей        с использованием ЕФОМ предполагается введение в практику диагностики предметной компетентности учителя как входного контроля при проведении любой курсовой подготовки.

В рамках исследования компетенций учителей Рособрнадзором был реализован ряд проектов.

В 2015 году совместно со Всероссийской ассоциацией учителей истории и обществознания и Российским историческим обществом проведено Всероссийское исследование «Портрет учителя истории», в рамках которого опрошено около 6 тысяч участников. Целью исследования был экспертный анализ уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания с учетом внедрения концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

В октябре 2015 года проведено предварительное исследование компетенций учителей русского языка, в котором приняли участие около       1 тысячи педагогов.

В апреле-мае 2016 года состоялся основной этап исследований компетенций учителей математики (8 тысяч участников), русского языка (8 тысяч участников) и литературы (6 тысяч участников).

В рамках исследования учителя выполняли диагностическую работу, включавшую три блока: решение задач, решение методических проблем в конкретной педагогической ситуации, оценивание работ и комментирование ошибок обучающихся.

Апробация новой модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики прошла осенью 2017 года в 13 регионах России. В ней приняли участие около 5 тысяч учителей. Оператором исследования являлось федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».

Целью апробации являлась отработка механизмов оценки компетенций учителей, направленных на создание системы профессионального учительского роста, разработка единых инструментов оценки компетенций учителей при аттестации, развитие системы подготовки и повышения квалификации учителей.

Исследование предполагало оценку компетенций учителей русского языка и математики с помощью следующих инструментов:

  • диагностической работы на выявление уровня владения учителем предметом преподавания и частично методикой преподавания;
  • профессиональной задачи на выявление владения учителем методикой преподавания предмета;
  • опросника для учителей на выявление опыта работы и квалификации учителя, особенностей выполнения им профессиональных обязанностей;
  • видеозаписи урока или фрагмента урока, позволяющего оценить реальный опыт учителя в контексте предложенного им решения профессиональной задачи и диагностической работы.

В мае-июле 2018 года по поручению Минобрнауки России Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) проведена апробация проектной модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ, которые позволяют дифференцировать уровень профессиональных компетенций педагогов по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям.

Цель данной апробации – экспертиза профессиональным сообществом разработанной модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов ЕФОМ. Апробация не являлась аттестацией, то есть не имела социально-трудовых последствий и не предполагала установления её участникам квалификационных категорий. Объектом исследования в данном случае была не компетентность учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы.

В апробации приняли участие более 600 учителей из 19 регионов России. Исследование включало в себя следующие элементы модели аттестации:

  • ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям и апробационные прототипы ЕФОМ по педагогической и методической компетенциям (по русскому языку и математике);
  • справку работодателя;
  • образовательные результаты обучающихся;
  • учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.

В октябре 2018 года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела исследование компетенций учителей, обеспечивающих формирование предметных результатов в ходе освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования по следующим предметам/предметным областям: «История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «Россия в мире» / «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Исследование проведено в целях создания и апробации инструментария для формирования национальной системы учительского роста и определения (уточнения) подходов к оценке компетенций учителей на основе ЕФОМ. В исследовании участвовали  учителя, преподающие по данным предметам/предметным областям в общеобразовательных организациях. Федеральным координатором исследования стало Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

На 2019 год запланировано продолжение исследований для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. В них прогнозируется участие уже 40 тысяч педагогических работников из 70 регионов.

Предлагаем вниманию коллег демонстрационные варианты диагностических работ разных лет. Это хорошая возможность попробовать свои силы и дать оценку собственным профессиональным компетенциям.


Материалы:

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год