Победитель профессионального конкурса «Учитель года Кубани» в 2016 году
Дата рождения: 1 января 1990 года
Образование: Армавирская государственная педагогическая академия
Место работы: ЧОУ «Газпром школа Санкт-Петербург»
Должность: учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж: 9 лет
Педагогическое кредо: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет» (Уильям Уорд)
Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016», Лауреат общественной премии в номинации «Молодое имя Кубани-80» (2017 год), награжден Благодарностью главы администрации (губернатора) Краснодарского края за высокое профессиональное мастерство. 3 октября 2016 года на сцене Государственного кремлевского дворца председатель Большого жюри конкурса «Учитель года России», ректор МГУ Виктор Садовничий объявил, что в историю российского образования вписано имя еще одного абсолютного победителя: «Александр Шагалов!». Впервые такого высокого звания удостоился кубанский педагог. О том, как молодой преподаватель Александр Михайлович Шагалов проводит уроки, слагают легенды – 40 минут полны увлекательным и острым анализом прочитанных текстов, этимологическими изысканиями, малоизвестными фактами биографий писателей и поэтов.
А чтобы уж совсем погрузить учеников в атмосферу изучаемой эпохи, Александр Михайлович, увлекающийся звукоархивистикой, включает старые записи выступлений художников слова: Маяковский, Андроников, Ахмадулина… Уроки пролетают, как мгновение. Дети, завороженные страстью и энциклопедичностью учителя, находят в нем образец для подражания. Всем, чем нравится заниматься самому, он щедро делится со своими учениками – история, археология, краеведение. А еще Александр пишет стихи и прозу, является членом «Русского литературного клуба».
Примером в профессии для Шагалова стал собственный прадед. Михаил Иванович Литвинец преподавал русский язык и литературу, был завучем школы № 8 Армавира. Его жена Анастасия Семеновна, прабабка нашего героя, тоже учительствовала. «А мы – это сумма тех, кто был до нас, – считает Шагалов. – Я ощущаю себя неразрывной частью истории, ее наследником и доношу эту мысль своим ученикам».
Учитель Шагалов, похоже, принадлежит к плеяде преподавателей, способных любой минус превратить в плюс: «Дети сейчас растут, с младых ногтей имея телефоны, ноутбуки. Причем многие ходят к репетиторам, на кружки: танцы, рисование, музыка. И все успевают! А вот вечером, когда мы читали, они «сидят» в соцсетях»… Он решил использовать свое наблюдение в образовательных целях: создал для классов, где преподает, группу в «Вконтакте», размещает литературу для чтения, интересную информацию, загадки, тесты. И дети читают! На вопрос, каким по его мнению, должен быть учитель, Александр отвечает, не задумываясь: «Настоящий учитель призван вдохновлять детей, помогать им и направлять их».
И все не то, и все не так,
И нужно как-то по-другому,
И я не знаю, точно, как,
Но знаю, надо по-простому,
И надо ближе быть и жить,
Вонзаясь клином в промежутки
Между часами.