Дата и время проведения: 11.11.2022

Место (способ) проведения: г. Армавир, МАОУ лицей №11 им. В.В. Рассохина МО

Организаторы: ГБОУ ИРО КК, кафедра естественнонаучного и экологического образования

Участники: учителя химии, физики, биологии

Объявление о проведении стажировки

Во исполнение приказа Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края от 18.04.2022                  № 251 «Об утверждения плана стажировок на 2022 год» 11 ноября 2022

на базе МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина МО г. Армавир (г. Армавир, ул. Новороссийская, д. 8) ГБОУ ИРО Краснодарского края проводит стажировку по теме: «Формирование функциональной грамотности в профильных классах и группах» (далее – Стажировка). Программа стажировки прилагается (приложение 1).

Для участия в Стажировке приглашаются учителя физики, химии, биологии.

Просим в срок до 01 ноября 2022 года предоставить заявку на участие в Стажировке по установленной форме (приложение 2), на адрес электронной почты estestv@mail.ru (квота – 1 человек от муниципального образования).

Дополнительная информация и консультация:

Кафедра естественнонаучного и экологического образования, заведующая кафедрой Черницова Марина Александровна, +79288111812

Информационное письмо

Программа стажировки

Итоги стажировки

11 ноября 2022 года на базе МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина (директор Абелян Аменуи Артуровна) работала краевая стажировочная площадка под руководством заведующей кафедрой естественнонаучного и экологического образования Черницовой Марины Александровны на тему «Формирование функциональной грамотности в профильных классах и группах». Участниками стали учителя биологии, химии, физики образовательных организаций края.

В план работы входили мастер-классы и работа презентационных площадок на базе инженерного и медико-биологического классов.

Учителя лицея продемонстрировали высокий уровень владения материалом по применению функциональной грамотности в образовательной деятельности.

А. Ю. Асатрян, учитель биологии высшей квалификационной категории МАОУ лицея  № 11 им. В.В. Рассохина провела мастер-класс на тему: «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в профильной группе медико-биологической направленности (с использованием оборудования медико-биологического класса)». На мастер-классе Асатрян А.Ю. отметила, что на уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний. Было продемонстрировано оборудование медико-биологического класса – основная цель мастер-класса. Практической значимостью мастер-класса стали примеры заданий по формированию естественно — научной и читательской грамотности: создание проблемных ситуаций на уроках биологии с использование метода кейс- технологий. Мастер-класс получил положительные отзывы учителей, в которых отмечалось эффективное использование оборудования медико-биологического класса на уроках биологии и практическая значимость межпредметных связей.

Е.Г. Мкртычян, учитель физики высшей категории, ЗУК муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №11 им. В.В. Рассохина провела мастер-класс для учителей физики «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики», целью которого была систематизация знаний об особенностях распространения света, демонстрация практического применения законов геометрической оптики. Был показан опыт применения оборудования в процессе преподавания темы: «Практическое применение законов отражения и преломления света». На занятии были использованы технологии: исследовательская деятельность, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии, кейс — метод. Мастер-класс прошел на высоком уровне. Участники мастер-класса оценили высокий уровень вопросов и заданий, подготовленных для обучающихся, проявили заинтересованность, оставили исключительно положительные отзывы.

Левченко С.А., учитель химии высшей квалификационной категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина провела мастер-класс «Решение химических задач на основе прикладных знаний в профильной группе медико-биологической направленности». Учитель химии обратила внимание участников мастер-класса на связь читательской грамотности школьников с успехами при решении химических задач. Педагог продемонстрировала ряд источников художественной и научно-популярной литературы, которые помогут учащимся осваивать химию с интересом и с пользой для себя и окружающих, сегодня и в будущем. Учитель химии поделилась опытом работы по подготовке учащихся к региональному этапу ВсОШ.  Она продемонстрировала практику работы с лабораторной титровальной установкой для качественного и количественного видов анализа.

В результате работы стажировочной площадки участники пришли к следующим выводам:

  1. Формирование функциональной грамотности в образовательной деятельности способствует развитию у обучающихся знаний, умений, навыков в следующих областях:

— выявление, отбор и решение проблем (развитие навыков анализа и критического мышления; формируется готовность решать сложные вопросы);

— работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив);

— принятие решений, персональная ответственность (самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль);

  1. Естественнонаучная грамотность является важной составной частью функциональной грамотности. Она формирует способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения явлений с научной точки зрения, включает понимание основных закономерностей и особенностей естественных наук.
  2. Образование должно быть наполнено новым содержанием. Это требование времени. Современные средства оценки знаний школьников (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) носят практико-ориентированный характер. Оцениваются не только теоретические знания, но и умения применять их на практике.

Материалы:

Задачи функциональной грамотности

Фотоматериалы 

Презентации: