Сегодня в Институте развития образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников».
Конференция собрала в очном формате более 200 участников – специалистов дополнительного профессионального, высшего, начального общего и дошкольного образования, представителей территориальных методических служб из 31 муниципального образования Кубани, а также из Москвы, Тамбова, Челябинска, Горно-Алтайска, Павловска (Воронежская область), Майкопа, Владикавказа и др.
В приветственном слове к участникам конференции исполняющий обязанности ректора института Ирина Владимировна Лихачева подчеркнула значимость естественно-научного образования в воспитании подрастающего поколения для успешного взаимодействия с изменяющимся миром.
Галина Жоршовна Микерова, профессор кафедры педагогики и методики начального образования Кубанского государственного университета, отметила, что конференция, проводимая в четвертый раз, в этом году выступает в новом, более высоком статусе: она стала Всероссийской и вошла в Научную повестку Академии Минпросвещения.
В пленарной части мероприятия выступили ведущие эксперты в области развития функциональной грамотности младших школьников.
Постоянный участник конференции, доцент кафедры психолого-педагогического образования Московского психолого-социального университета Лилия Львовна Тимофеева рассказала, как оценивать сформированность естественно-научной грамотности младших школьников.
Ирина Валерьевна Рубцова, начальник отдела науки и высшего образования Министерства образования и науки Тамбовской области обозначила приближение образовательной деятельности к жизни как основу достижения результатов по обновленным ФГОС.
Евгения Витальевна Григорьева и Наталья Николаевна Титаренко, доценты кафедры математики, естествознания и методики обучения математике и естествознанию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, представили методические основы работы с дидактическим пособием «Практическая экология для младших школьников».
Елена Николаевна Корчагина, преподаватель института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай, осветила формирование экологического мышления и позитивной мотивации школьников на основе мировоззрения алтайцев.
Об исследовательской деятельности и экспериментировании как направлении создания образовательной среды для формирования естественно-научной грамотности у детей дошкольного возраста рассказала Наталья Александровна Колядинцева, воспитатель детского сада «Мозаика» Павловского района Воронежской области.
В докладе Нафисет Муратовны Евтыховой, доцента кафедры предметной и профессиональной подготовки педагога Адыгейского государственного университета, были предложены варианты решения проблемы в обучении функциональной грамотности будущих учителей начальных классов.
Татьяна Ивановна Жилина, доцент кафедры начального образования института развития образования в своем выступлении обозначила проблему формирования базовых исследовательских действий на этапе начального естественно-научного образования и представила пути ее решения.
Завершил пленарную часть конференции доклад «Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач естественно-научного и экологического образования школьников в соответствии с обновленным ФГОС» Марины Александровны Черницовой, заведующего кафедрой естественнонаучного и экологического образования Института развития образования.
Далее конференция продолжила свою работу на секционных площадках:
– «Подготовка педагога в области формирования естественно-научной грамотности младших школьников»;
– «Опыт формирования и оценки естественно-научной грамотности младших школьников».
Выступающие на секциях педагоги представили опыт работы по формированию естественно-научной грамотности младших школьников в школах Краснодарского края.
На дискуссионных площадках в рамках секций участники смогли не только высказать свое мнение и поделиться педагогическим опытом, но и найти ответы на поставленные на пленарном заседании вопросы у коллег, которые профессионально занимаются проектной и исследовательской деятельностью в области естественно-научной грамотности.