Накануне, 26 апреля, в Институте развития образования состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование основ функциональной грамотности младших школьников».

Конференция собрала в очном формате более 70 участников – учителей начальных классов, специалистов дополнительного профессионального образования, высшего образования, начального общего образования, дошкольного образования, представителей территориальных методических служб из 31 муниципального образования Кубани, а также из Москвы, Иркутска и Иркутской области, Республики Калмыкия.

В приветственном слове к участникам конференции заведующая кафедрой начального образования института , кандидат педагогических наук Елена Ивановна Прынь подчеркнула значимость формирования функциональной грамотности как фундамента для воспитания подрастающего поколения для успешного взаимодействия с изменяющимся миром. Елена Ивановна обозначила направления деятельности кафедры начального образования в аспекте становления профессиональных компетенций учителей начальных классов, научно-методического сопровождения, разработки ДПП ПК, программ внеурочной деятельности, методических и учебных пособий.

Галина Жоршовна Микерова, профессор кафедры начального образования ИРО, доктор педагогических наук, отметила, что в деятельности учителя начальных классов формирование основ функциональной грамотности младших школьников направлено на становление готовности увидеть и «удержать» проблему, учебную цель; способности сформулировать проблему на языке предмета и обнаружить способ ее решения (в соответствии с темой, правилом, алгоритмом); умение контролировать результат и процесс, а также находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать процесс.

В пленарной части конференции выступили ведущие эксперты в области начального общего образования, развития компонентов функциональной грамотности младших школьников.

Теоретической платформой конференции принят подход Лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», отражающий специфику начального общего образования, определяющий функциональную грамотность как базовое образование личности.

В докладе старшего научного сотрудника лаборатории начального общего образования Института стратегии развития образования, кандидата педагогических наук Марины Викторовны Рожковой прозвучали основные характеристики функциональной грамотности, заключающиеся в возможности решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способности строить социальные отношения; а также в совокупности рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию (по Н.Ф. Виноградовой).

Вопросы преемственности ДО и НОО в формировании языковой функциональной грамотности на основе системно-деятельностного подхода озвучила спикер Ирина Анатольевна Винокурова, лектор-методист АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен», учитель начальных классов; ТРИЗ-педагог, эксперт социально-эмоционального образования, автор учебно-методических пособий.

Ольга Николаевна Брындина, руководитель направления начального образования методического отдела ООО «ГлобалЛаб», представила участникам конференции онлайн-платформу для проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности.

Завершил пленарную часть конференции доклад «Задания для жизни: научно-методическое сопровождение учителей начальных классов в вопросах формирования функциональной грамотности младших школьников» Прынь Е.И. В своем выступлении докладчик обозначила проблему формирования базовых исследовательских действий и представила пути ее решения.

Практическая часть конференции имела направленность на реализацию единой методической базы, представленной на сайте «Единое содержание образования» в секциях:

  1. Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования функциональной грамотности младших школьников.
  2. Опыт формирования и оценки функциональной грамотности младших школьников при изучении предметов и курсов гуманитарного цикла.
  3. Опыт формирования и оценки функциональной грамотности младших школьников при изучении предметов и курсов естественно-научного цикла.
  4. Опыт формирования и оценки математической функциональной грамотности младших школьников.

Выступающие на секциях педагоги представили опыт работы по формированию функциональной грамотности младших школьников в школах Краснодарского края.