25 апреля 2024 года на базе стажировочной площадки кафедры филологического образования ГБОУ ИРО КК в МБОУ СОШ № 5 им. Лейтенанта Мурадяна, МО г.-к. Геленджик, состоялось открытие краевой научно-практической конференции «Актуальные проблемы продвижения книги и чтения», в которой приняли участие 120 человек: учителя русского языка и литературы; учителя начальных классов; родители; представители издательств; специалисты, курирующие деятельность школьных библиотек; педагоги-библиотекари (библиотекари) общеобразовательных организаций Краснодарского края.
Конференция традиционно проводится с целью профессионального общения и распространения лучших педагогических и библиотечных практик по продвижению книги и чтения, способствующих повышению уровня читательской грамотности, популяризации опыта работы по организации чтения учащихся.
В первый день работы состоялось пленарное заседание с участием Т.Д. Жуковой, президента Русской школьной библиотечной ассоциации, члена экспертного совета Государственной Думы РФ, к.п.н.; представителей науки из вузов г. Краснодара; специалистов ведущих издательств детской литературы. С приветственным словом к участникам конференции обратились: Попова Е.В., начальник управления образования администрации МО г.-к. Геленджик, и Чернышева Вера Георгиевна, директор МБОУ СОШ № 5 МО имени Лейтенанта Мурадяна, МО г.-к. Геленджик.
По отзывам участников, все выступления на секциях первого дня конференции были содержательными и практико-ориентированными.
На секции «Проектно-исследовательская деятельность в формировании читательской грамотности» рассматривались модели эффективного чтения в процессе взаимодействия «ученик-учитель-педагог-библиотекарь»; проектирование как инструмент формирования читательской грамотности; методы и способы формирования читательской грамотности школьников в учебной и внеурочной деятельности; был представлен социально-значимый проект «Время читать!». Выступления участников на секции «Библиотека – пространство чтения» отражали широкий спектр библиотечных форм и методов привлечения к чтению школьников, а также круга чтения с учетом возрастных характеристик. Особенно востребованной среди участников стала деловая игра «Проблемное поле» как основа программы развития школьной библиотеки».
«Изюминкой» дня стала секция «Семейное чтение», активными участниками которой стали родители учащихся школ г.-к. Геленджик. Об отечественных традициях организации семейного чтения рассказала Н.Л. Голубева, профессор Краснодарского государственного института культуры, доктор пед. наук. Всероссийский проект «Читающая мама – читающая Россия» представила разработчик проекта Т.Д. Жукова. «Чтение в контексте воспитания» — тема, предложенная В.А. Шаталиным для обсуждения участниками конференции, который представил также книги издательства «Детская и юношеская книга». «Ребёнок и история семьи. Пишем родословную вместе с детьми» — тема выступления Кочерова Ю.А., представителя издательства «Русское слово». Участники оживленно обсуждали вопросы сотрудничества учителей, библиотекарей и родителей в приобщении ребят к чтению.
26 апреля второй день работы конференции продолжился проведением мастер-классов, тренингов и обменом опытом работы по приобщению к чтению школьников, в которых приняли участие 90 человек. На секции «Читательская грамотность» учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы говорили о роли чтения в духовно-нравственном воспитании школьников; использовании приёмов развития читательской грамотности в контексте функциональной грамотности; повышении интереса обучающихся к классической литературе. Был представлен разнообразный опыт работы школ Краснодарского края по продвижению чтения.
На секции «Мастер-классы педагогов стажировочной площадки МБОУ СОШ №5 г.-к. Геленджик» были представлены разнообразные формы современных практик продвижения чтения, использования приёмов развития читательской грамотности в контексте функциональной грамотности, достижения планируемых метапредметных результатов в процессе обучения смысловому чтению и другие. Ребята продемонстрировали навыки чтения и заинтересованность в книге и чтении.
Самой эмоциональной и интерактивной площадкой, по мнению участников, стала секция «Мастер-классы «Технологии профессионального развития в области чтения», в рамках которой Татьяна Дмитриевна Жукова провела уникальный мастер-класс «Когнитивные аспекты в работе современного школьного библиотекаря», содержащий концептуальные и практические направления. Завершением секции стал тренинг, ориентированный на формирование целостного мышления с использованием природообразных технологий в работе с информацией в образовании.
По итогам работы принята резолюция, содержащая рекомендации для педагогического сообщества и родительской общественности по решению актуальных проблем продвижения книги и чтения.
Материалы конференции планируются к размещению на сайте ИРО в разделе «Библиотека ИРО».