Тематическая площадка «Историческое просвещение: содержание, методика, формы» состоялась в рамках августовского совещания научно-педагогической общественности Краснодарского края на базе Исторического парка «Россия – моя история». Мероприятие объединило преподавателей истории и обществознания, предметных тьюторов, представителей территориально-методических служб, курирующих данные дисциплины, руководителей районных методических объединений.

Целью мероприятия стало обсуждение актуальных вопросов содержания исторического образования, особенности развития исторического просвещения.

Работу площадки открыла заведующий кафедрой общественных дисциплин и регионоведения Института развития образования Ирина Васильевна Ивко. Ирина Васильевна раскрыла особенности нормативно-правовых документов, которые оказывают решающее влияние на организацию образовательного процесса (Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и Указ Президента РФ от 8 мая 2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»).

Докладчик обратила особое внимание на изучение модуля «Введение в Новейшую историю России» в 9 классе, его место в системе основного общего образования, а также на курс внеурочной деятельности «Россия – моя история». Ирина Васильевна обозначила роль концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, которая включает в себя Историко-культурный стандарт и содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Был рассмотрен методический аппарат учебников «История России 10 – 11 класс» под редакцией В.Р. Мединского, как фактор формирования российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Продолжила работу доцент кафедры общественных дисциплин и регионоведения Татьяна Ильинична Ким, которая раскрыла особенности и возможности ресурсов Президентской библиотеки в педагогической деятельности учителя истории и обществознания. Татьяна Ильинична подчеркнула важность использования верифицированных цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности, а также применения материалов электронной библиотеки при подготовке к занятиям и внеурочным мероприятиям. Была раскрыта мотивационная роль участия учащихся 10 – 11 классов и студентов СПО в олимпиаде «Россия в электронном виде».

Продолжила работу тематической площадки Оксана Владимировна Виноградова, методист-эксперт отдела методической поддержки педагогов АО «Издательство «Просвещение» (г. Москва). Оксана Владимировна подробно осветила возможности методического комплекса учебных пособий для образовательного процесса; рассказала о том, как организовать учебную деятельность для достижения предметных и мета-предметных результатов по истории и обществознанию через учебники и учебные пособия; познакомила со справочным аппаратом учебных пособий с цифровыми рабочими тетрадями, поделилась алгоритмом организации педагогического сопровождения, представила учебные курсы по выбору.

Хамцова Ольга Александровна, главный редактор ОИПЦ «Перспективы образования», раскрыла возможности электронных учебных пособий по кубановедению с интерактивными элементами для 5 – 9 классов. Большой интерес у участников вызвало использование иллюстрированных атласов для 5 – 9 классов с комплектами контурных карт, учебных пособий для 10 – 11 классов «Кубанские страницы истории России XX – XXI вв.», комплектов плакатов «Кубань в Великой Отечественной войне», а также интерактивного учебного пособия для школьников «Кубановедение» и научно-популярных изданий.

Дроздова Татьяна Владимировна, начальник отдела научно- просветительской и экскурсионной деятельности Исторического парка «Россия – моя история» осветила возможности музея в проведении театрализованных постановок, реконструкции исторических событий, выставках для учащихся разных возрастных категорий. Осветила роль музея в проведении лекций, мастер-классов, выставочной деятельности и новых проектах «Поколения в движении» (история детских движений в России и на Кубани), «Архитектурный Екатеринодар», «Лермонтов и его эпоха», «Герои СВОего времени», квест «Школа разведчиков».

В ходе мероприятия участники получили ответы на волнующие их вопросы. Логическим завершением стала экскурсия по Историческому парку «Россия – моя история».

Подвела итоги мероприятия Ирина Васильевна Ивко, обратив внимание собравшихся на представленный раздаточный материал с ссылками на ресурсы исторического просвещения, необходимости доведения до сведения образовательных организаций материалов тематической площадки.