ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
(1938 – 2024)

ИУУ

По приказу народного комиссариата просвещения РСФСР от 28 октября 1938 года №1430 «О местных институтах усовершенствования учителей»  было утверждено разработанное и принятое Всероссийским совещанием по методической работе «Положение о республиканских, краевых и областных институтах усовершенствования учителей», и был организован Институт усовершенствования учителей (ИУУ) в Краснодарском крае.

С момента создания институт имел статус высшего учебного заведения. Были определены цели его деятельности: систематическое повышение квалификации кадров народного образования; изучение опыта учебно-воспитательной работы лучших учителей и школ, его обобщение и распространение; оказание помощи районным педагогическим кабинетам, районным методическим объединениям в осуществлении методической работы с учителями; оказание помощи учителям и руководителям школ в их подготовке к научной деятельности.

В институте использовались такие формы работы, как курсы, семинары, практикумы, лектории, конференции, кружки, совещания, консультации и выставки по обмену педагогическим опытом. Появляются новые формы работы с педагогами – школы передового педагогического опыта и педагогические чтения. Издавались методические материалы. Работала постоянная педагогическая выставка. Программа любых курсов для учителей обязательно включала в себя экскурсии.

Во время временной оккупации года Краснодара немецко-фашистскими захватчиками с 09 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года институт прекращал свою деятельность. После изгнания из города Краснодара немецких оккупантов Краевой институт усовершенствования учителей возобновил свою работу с 01 ноября 1943 года, фактически, он начал свою работу лишь с 01 января 1944 года. (ГАКК. Ф. Р-1782. Историческая справка за 1938-1979 годы. Л. 1).

До января 1944 года в штате института состояло 8 человек. Директором была Черная Елена Филипповна.

В феврале 1944 г. Кубанская газета «Большевик» опубликовала заметку о работе ИУУ, в которой рассказывалось о проведении семинаров для директоров школ, заведующих районными педагогическими кабинетами, пионервожатых. Значительное место в работе отводилось консультациям для учителей по педагогике и психологии, предметам учебной программы.

За летний период 1945 г. в институте прошли курсовую подготовку 870 учителей, проведено два семинара, оказана методическая помощь 38 школам.

В 1946 г. состоялся первый послевоенный краевой съезд учителей Краснодарского края, в подготовке которого активно участвовал институт. Съезд определил два основных направления работы ИУУ: восстановление нарушенного войной всеобуча, идейно-политическое воспитание учителей. В резолюции данного съезда говорилось и о деятельности института: было указано на необходимость «коренным образом перестроить работу Краевого института усовершенствования, создав ему прочную материальную базу и организовать филиалы института по меньшей мере в пяти-шести районах края. Усилить работу по распространению и внедрению в практику школьной работы лучших образцов педагогической деятельности учителей края, для чего создать при институте усовершенствования издательство и разрешить издание Краевого учительского журнала, обеспечив его бумагой и полиграфической базой» (Резолюция краевого съезда учителей Краснодарского края (по докладу заведующего краевым отделом народного образования тов. И. Д. Ченгарева) «О задачах школы в 1946-47 учебном году». Краснодар, 20-21 августа 1946 года). ( ГАКК. Ф. Р-1893 «Департамент образования и науки Красно­дарского края»).

В 40-50 – е годы ведущими стали вопросы методики преподавания, оказания помощи в подготовке к поступлению в вуз учителям, не имеющим педагогического образования.

В 1948-1949 гг. ИУУ впервые после войны получил возможность издавать методические сборники. Редакционную коллегию возглавлял заведующий КРАЙОНО М. И. Фадиев, директор ИУУ Е. Ф. Черная была заместителем редактора. Только за 1949 год были подготовлены и изданы два методических сборника «В помощь учителю». В этом же году в ИУУ были впервые созданы ещё три отдела: обобщения педагогического опыта, повышения квалификации и консультационный.

С 1950 года в ИУУ ежегодно проводились краевые педагогические выставки в целях распространения передового педагогического опыта и дальнейшего совершенствования учебно- воспитательного процесса, в которых участвовали 5 тысяч работников народного образования, представители школ, дошкольных и внешкольных учреждений.

Годовой отчет ИУУ за 1952-1953 гг. (директор П. А. Харин) отражал большую и разнообразную деятельность института. Его сотрудники вели учёт педагогических кадров края, проводили работу по их характеристике (количество лучших учителей школы — 511 чел., списки учителей-словесников, дающих глубокие и прочные знания, — 69 чел., математиков — 125 чел. и др.).

В 1959 г. прошли курсы повышения квалификации 2600 учителей края, на августовских совещаниях проведены методические объединения педагогов, выставка педагогического мастерства.

При активной работе ИУУ остро стоял вопрос о его материальной базе.

С 1956 г. ИУУ располагался в двухэтажном кирпичном доме по улице Шаумяна, общей площадью 500 кв. м. Не было ни одной аудитории-зала. Если кабинеты гуманитарных предметов имели достаточную материальную базу, то кабинеты физики, биологии, машиноведения – очень слабую. Не было мастерских, препараторской, комнат для хранения приборов, лабораторного оборудования для проведения практических занятий с учителями.

Несмотря на все трудности, институт расширял свою деятельность. В конце 50-х годов в школе произошли значительные изменения: осуществляется переход к всеобщему семилетнему, а затем восьмилетнему образованию. Приоритетным становится политехническое обучение, в школах вводятся факультативные курсы. 1959/1960 учебный год стал первым годом осуществления Закона о перестройке школы. Это вызвало необходимость существенного обновления деятельности института усовершенствования учителей, внедрения новых программ переподготовки кадров.

В ИУУ проводились структурные изменения: появились кабинеты руководящих кадров, воспитательной работы, ТСО и др. В этот период большое значение придавалось изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта. Традиционно проводились краевые педагогические чтения, к которым приурочивались выставки.  В 1957 г. успешно прошла седьмая выставка учебно-наглядных пособий, в которой участвовали 220 школ и внешкольных учреждений из 40 районов края, было представлено 4300 экземпляров различных пособий.

За 1967-1975 гг. в краевом институте усовершенствования учителей переподготовлено: 4450 руководителей школ и отделов народного образования. 48000 учителей, 3200 организаторов внеклассной и внешкольной работы и пионервожатых, 1720 воспитателей групп продленного дня и пришкольных интернатов, 3940 работников детских дошкольных учреждений, 5523 других работников народного образования. Краевыми семинарами охвачено 40400 человек. В переподготовке учителей в эти годы участвовали ученые кубанских вузов, работники партийных и советских органов, сотрудники аппарата краевого отдела народного образования, учителя-практики.

В 1974-1975 гг. коллектив ИУУ под руководством директора Н. М. Шипова направляет усилия на оказание конкретной помощи школам края в реализации постановлений ЦК КПСС и Совета Министров РСФСР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы», «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы».

Основные цели работы института в 1976-1980 гг.: подъём идейно-теоретического уровня и педагогического мастерства учителя, от деятельности которого в решающей степени зависит формирование всесторонне и гармонически развитой личности, идейная вооруженность школьников, их готовность активно участвовать в творческом созидательном труде народа, в строительстве коммунизма. Работа института проводилась под девизом «Каждому учителю высокий идейно-­нравственный уровень, профессиональное мастерство». В 1980 г. в ИУУ числилось 82 штатных работника. У руля института  был Мехедов Владимир Викторович. Только за указанные 5 лет при краевом ИУУ прошли повышение квалификации 40989 учителей и других работников народного образования, а с 1981 по 1985 год — 53336 человек. Усилена научно- методическая и практическая помощь учителям сельских малокомплектных школ, преподающим одновременно несколько предметов.

В 1984-1990 гг. институт реализует «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» и оказывает всемерную помощь педагогическим работникам края в организации этой работы среди учащихся, родителей, трудовых коллективов. За этот период в институте повысили квалификацию 49000 учителей.

В связи с существенным изменением политико-правовых и социально-экономических условий жизни в стране и в Краснодарском крае, в начале 90-х годов формируются новые потребности региональной образовательной системы: в совершенствовании деятельности, росте качества повышения квалификации учителя. Возникает необходимость расширения сферы деятельности Института: построение регионального образовательного пространств, организация и запуск инновационных процессов, разработка новых педагогических технологий, разработка регионального компонента содержания образования, организация новых типов образовательных учреждений.

Под эти задачи в 1990 году было принято решение о реорганизации ИУУ в Краснодарский экспериментальный центр развития образования (КЭЦРО) под руководством Клещенко А.А.

КЭЦРО

В соответствии с приказом Министерства образования РСФСР от 17 октября 1990 года № 59, решением исполкома Краснодарского краевого Со­вета народных депутатов от 19 ноября 1990 года № 509-п, приказом Красно­дарского краевого института усовершенствования учителей от 14 января 1991 года № 1, был образован Краснодарский экспериментальный Центр развития образования (КЭЦРО) с (01) 15 ноября 1990 года. Краснодарский краевой институт усовершенствования учителей был реорганизован в инсти­тут подготовки и переподготовки педагогических кадров (ИППК) с 15 ноября 1990 года и был введен в структуру Краснодарского экспериментального центра развития образования. КИУУ прекратил свою деятельность как самостоятельное юрлицо с 15 января 1991 года (ГАКК. Ф. Р-1782. Оп. 2. Д. 1. Л. 1, 5-5 об., 14, 26, 33, 40; Д. 4. Л. 2; Д. 46. Л. 52).

КЭЦРО задумывался как саморазвивающаяся инновационная система, адаптирующаяся к условиям развития региональной системы образования. Центр функционировал с долевым финансированием соучредителей: Министерства образования РФ и Администрации Краснодарского края, имея статус экспериментальной площадки Министерства. Изменения в социально-экономической жизни страны, ориентация на самообеспечение регионов приводит к изменению системы финансирования Центра, который полностью переводится на краевой бюджет.

Сельские профтехучилища: Лабинское № 43, Славянские № 45, Некра­совское № 48/, Платнировское № 53, Кущевское № 55 были определены как базовые учебно-производственные подразделения центра для отработки проекта «Крестьянская школа».

На основании приказа Министерства образования РСФСР от 25 марта 1991 года № 80, приказом Краснодарского экспериментального Центра раз­вития образования от 30 марта 1991 года № 10а лаборатория педагогической инноватики была переведена из института общего образования Министерст­ва образования РСФСР в структуру Краснодарского экспериментального центра развития образования с 01 апреля 1991 года (ГАКК. Ф. Р-1782. Оп. 2. Д. 4. Л. 22).

Приказом Краснодарского экспериментального Центра развития обра­зования от 29 мая 1991 года № 24, в целях реализации общереспубликанской программы «Формирование и развитие региональных систем образования», научного обеспечения экспериментальной работы, подготовки и переподго­товки педагогических кадров в территориальной зоне, с 01 июня 1991 года в городе Армавире был создан филиал Краснодарского экспериментального Центра развития образования (ГАКК. Ф. Р-1782. Оп. 2. Д. 4. Л. 86).

Приказом Краснодарского экспериментального Центра развития обра­зования от 05 декабря 1991 года № 79, в целях реализации программы «Фор­мирование и развитие региональных систем образования», над которой рабо­тал коллектив Краснодарского экспериментального Центра развития образо­вания, Министерства образования РСФСР, учитывая высокий уровень экспериментальной работы в городе Лабинске и Лабинском районе, результаты которой широко использовались педагогическими коллективами края, с 01 января 1992 года был создан Лабинский информационно-методический центр, как экспериментальная научно-педагогическая площадка Краснодар­ского экспериментального Центра развития образования Министерства обра­зования РСФСР.

На основании приказа Департамента по образованию и науке админи­страции Краснодарского края от 20 февраля 1992 года № 123, приказом Краснодарского экспериментального Центра развития образования от 25 февраля 1992 года № 25 в структуру Краснодарского экспериментального центра развития образования была включена экспериментальная начальная базовая школа № 88 города Краснодара с 25 февраля 1992 года, которая располагается в одном здании с КЭЦРО на ул. Сормовской, 167.

Приказом Краснодарского экспериментального Центра развития обра­зования от 27 декабря 1991 года № 92, в связи с созданием Армавирского экспериментального научно-методического объединения, был ликвидирован филиал Краснодарского экспериментального центра развития образования (КЭЦРО) в городе Армавире с 03 января 1992 года. На базе Армавирского экспериментального научно-методического объединения в г. Армавире открывается межрегиональный институт усовершенствования учителей (АМИУУ) под руководством профессора Стуканова А.П., который тесно сотрудничает с КЭЦРО.

Приказом Краснодарского экспериментального Центра развития обра­зования от 29 декабря 1994 года № 39 в структуре Центра с 01 марта 1995 го­да была создана лаборатория проблем развития личности.

ККИДППО

В Краснодарском крае появляется необходимость решения следующих задач: создание единой системы непрерывного образования, научно-методическое обеспечение непрерывного педагогического образования, переориентация содержания и технологий повышения квалификации на личностный и профессиональный рост учителя.  В целях реализации Законов Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в соответ­ствии с типовым положением «Об образовательном учреждении дополни­тельного профессионального образования», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 610, поста­новлением главы администрации Краснодарского края от 24 марта 1997 года № 96 был создан Краснодарский краевой институт дополнительного профес­сионального педагогического образования,

На основании приказа Департамента образования и науки Администра­ции Краснодарского края от 26 января 1998 года № 54, в целях более полного удовлетворения потребностей педагогических и руководящих кадров в по­вышении квалификации, апробации новых моделей организации дополни­тельного профессионального образования и учитывая предложения ККИППДО и управления образования администрации Туапсинского района, на ба­зе Туапсинской территориальной научно-исследовательской лаборатории «Школа» был создан учебный центр Краснодарского краевого института до­полнительного профессионального педагогического образования. (ГАКК. Ф. Р-1782. Оп. 3. Д. 1. Л. 1-10, 16-24, 35).

Во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 01 февраля 1999 года № 74 «О реорганизации Армавирского межре­гионального института усовершенствования учителей в Армавирский филиал Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования», приказа департамента образования и науки Краснодарского края от 09 февраля 1999 года № 101 «Об организации дея­тельности Армавирского филиала Краснодарского краевого института до­полнительного профессионального педагогического образования» в соответ­ствии с решением Ученого совета Краснодарского краевого института до­полнительного профессионального педагогического образования от 03 фев­раля 1999 года (протокол № 2) «Об Армавирском филиале Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования», приказом Краснодарского краевого института дополнительно­го профессионального педагогического образования от 10 февраля 1999 года № 1, был создан с 10 февраля 1999 года Армавирский филиал Краснодарско­го краевого института дополнительного профессионального педагогического образования в качестве обособленного структурного подразделения с права­ми юридического лица (ГАКК. Ф. Р-1782. Оп. 3. Д. 5. Л. 37).

В 2000-2001 учебном году институтом проведено 169 бюджетных кур­сов для 46 категорий педагогических работников, на которых прошли обуче­ние 11142 слушателя. В Армавирском филиале института на 85 курсах повысили квалификацию 2361 человек.

В  октябре 2009 года на основании приказа Департамента образования и науки Краснодарского края №3255 от 16.10.2009 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» создан Центр дистанционного образования, как структурное подразделение Института развития образования Краснодарского края, Это  инклюзивно-ориентированное образовательное учреждение, основной задачей которого являлось создание условий для получения качественного образования детьми-инвалидами, обучающимися на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. С 2013 года Центр дистанционного образования расширил свои полномочия и осуществляет сопровождение не только обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий, но и школьников Краснодарского края.

С 2005 года институтом осуществляется методическое сопровождение подготовки  учащихся края к ЕГЭ. Разрабатывается и внедряется технология разноуровневого обобщающего повторения в виде консультационной поддержки педагогов по эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. Важнейшим направлением научно-методической и учебной деятельности института является сопровождение федеральных и региональных экспериментов в сфере образования.

В 2011 году Институт стал федеральной стажировочной площадкой по направлению «Модернизация муниципальной системы дошкольного образования» по теме: «Создание современной муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество».

В разные годы ректорами ККИДППО были известные педагоги Кубани: Латкин В.В., Трёхбратова С.А., Мирук М.В., Семенко Е.А., Никитина И.А, директором Армавирского филиала Стуканов А.П.

ИРО

С 2015 г. ККИДППО переименован в «Институт развития образования» Краснодарского края (ГАКК. Ф. Р-1782. Оп. 3. Д. 47. Л. 1-24 об.)

ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края — один из крупнейших центров повышения квалификации работников образования юга России. Активно участвуя в процессе обновления российского образования, институт обеспечивает совершенствование и развитие кадрового потенциала образовательных учреждений региона через систему курсов повышения квалификации, организацию научно-методической деятельности педагогов, проведение профессиональных конкурсов и т.д. Различные варианты повышения квалификации, ее «индивидуальные траектории» для всех специальностей и категорий учителей и управленцев осуществляются по модульному принципу построения образовательного процесса. Обучение проходит в очной, очно-заочной формах, сроки обучения также варьируются – от 16 часовых краткосрочных курсов до профессиональной переподготовки до 1500 часов. Ежегодно в институте проходит обучение около 12 тысяч человек. Институт также предлагает широкий выбор направлений профессиональной переподготовки с одно-двухгодичным сроком обучения: «Менеджмент в образовании», «Информационная культура и библиотечное дело», «Содержательные и технологические основы экскурсионной деятельности», «Гувернерское сопровождение детей раннего дошкольного и школьного возраста», «Педагогика в общем и профессиональном образовании» и др.

В 2016 – 2017 гг.  благодаря активной деятельности ИРО Краснодарский край вошел в число 5 субъектов РФ – победителей проекта по пункту 1.6. «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного в образовательных организациях РФ, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка РФ» Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 годы. Тема стажировочной площадки Краснодарского края – «Развитие содержания, методов, форм повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях в условиях многонационального состава населения и меняющейся миграционной ситуации приграничного региона»,  Институт также участвует в ФЦПРО 2.2 поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты.  Целью проекта Краснодарского края является обеспечение равного доступа к получению качественного общего образования, учебной успешности каждого ребенка Краснодарского края независимо от места жительства, социального статуса и материального положения семей школьников через разработку и внедрение региональной стратегии поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты.

Сегодня институт располагает всеми необходимыми кадровыми, научно-методическими, информационными и материально-техническими условиями, позволяющими эффективно осуществлять реализацию в том числе ведение новых федеральных государственных образовательных стандартов, инновационной деятельности образовательных учреждений края, а также региональных направлений общего образования: кубановедения, основ православной культуры и светской этики, классов казачьей направленности.

Институт также оснащен высокотехнологичным оборудованием таким, как интерактивные доски, столы, системы интерактивного голосования, документ-камеры, интерактивные трибуны докладчика, системы видеоконференцсвязи, минитипография и др.

Под руководством ректора Т.А. Гайдук осуществляется участие в различных целевых федеральных и региональных инновационных проектах и программах

В 2021 и 2022 гг. Институт стал лауреатом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны» в номинации «Лучшая организация дополнительного профессионального образования».

В 2022 г. ИРО был внесен в Федеральный Реестр «Всероссийская Книга Почета».

В 2023 году Институт развития образования стал победителем во Всероссийском конкурсе сообществ, а сайт ИРО по итогам Всероссийского конкурса признан «лучшим официальным сайтом образовательной организации России в 2023 году».

В ходе реализации проекта «Современная школа» на базе ИРО в 2020 году был создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

На сегодняшний день более 15 тысяч работников системы общего, дополнительного и профессионального образования вовлечены в национальную систему профессионального роста педагогических работников.

Более 7 тысяч слушателей за последние три года освоили около 30 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по формированию функциональной грамотности, организации наставничества и эффективному функционированию школьных управленческих команд. Эксклюзивные программы на основе нестандартных новаторских технологий, форм и методов взаимодействия обеспечивают личностное и профессиональное развитие каждого обучаемого. Стажировки, воркшопы, тренинги, симуляции, стратегические сессии способствуют развитию навыков успешной коммуникации, формированию лидерских качеств, развитию рефлексивных способностей.

Более 17 тысяч педагогов и руководителей общеобразовательных организаций повысили квалификацию на базе Института в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда».

Находящийся в составе ИРО Центр дистанционного образования детей-инвалидов (680 человек) на основе разработанных электронных образовательных курсов реализует 54 дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.

Важное направление деятельности Института – научно-методическое обеспечение развития региональной системы образования.

Результаты научно-методического сопровождения краевой системы образования отражаются в публикациях наших научно-педагогических кадров. Только за 2022 год в международных, всероссийских и региональных научно-методических журналах было опубликовано 117 статей, в том числе в федеральных – 54 публикации, 49 из которых вошли в РИНЦ. Результаты научно-исследовательской деятельности сотрудников ИРО представлены в 2022 году на 55 международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях.

С 2001 года Институт издает научно-методический журнал «Кубанская школа», с 2021 года – научный журнал «Педагогическая перспектива», зарегистрированные в РИНЦ.

С 2021 года ГБОУ ИРО Краснодарского края является Федеральной инновационной площадкой по реализации проекта «Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя».

В 2022 году опыт Института был включен в перечень эффективных моделей инновационной деятельности в Российской Федерации.

Одной из значимых инициатив, реализуемых ИРО, является сопровождение федеральной программы «Земский учитель».

Ключевые направления деятельности Института реализуются в целом ряде проектов и проектных инициатив: «Научно-методическое сопровождение ТМС» («Движение вверх»), «Инновационный поиск», «Профилизация региональной системы образования» («Край возможностей»), «Финансовая грамотность», «Функциональная грамотность», «Я принимаю вызов», «Культура для школьников», «Час духовности», «Муниципальная модель организации образования и комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ», «Мастерская управленческих команд как механизм развития управленческого потенциала региональной системы образования», «Конкурсный резерв», «Школы с низкими образовательными результатами».

Поддержка престижа педагогической профессии обеспечивается ежегодным проведением общественно-значимых мероприятий, в том числе региональных уровней всероссийских конкурсов.

В Институте модернизирована система подготовки к профессиональным конкурсам. За последние три года регион подготовил абсолютного победителя конкурса «Воспитатель года России», победителей Всероссийских конкурсов «Педагогический дебют», «Учитель здоровья России», «Флагманы образования. Муниципалитет», призеров Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России», лауреатов Всероссийских конкурсов «Педагог-психолог России» и «Учитель года России», финалистов Всероссийского конкурса «Директор года России».

В 2021 и 2022 гг. Институт стал лауреатом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны» в номинации «Лучшая организация дополнительного профессионального образования».

В 2022 г. ИРО был внесен в Федеральный Реестр «Всероссийская Книга Почета».

В 2023 году Институт развития образования стал победителем во Всероссийском конкурсе сообществ, а сайт ИРО по итогам всероссийского конкурса признан «лучшим официальным сайтом образовательной организации».