Методические рекомендации для родителей по обеспечению кибербезопасности
Воспитывая будущих цифровых граждан, важно научить детей осознанно и ответственно относиться к использованию информации в Интернете, научить их правилам сетевого этикета и возможностям для защиты собственного творчества в сети.
Информационная безопасность в отношении детей обеспечивается комплексом мер и включает в себя государственное регулирование (Федеральный закон от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию«), процесс воспитания и обучения в образовательной организации и дома, а также набор основных правил технического и организационного характера для саморегулирования цифрового поведения пользователей.
Родителям рекомендуется обращать своевременно внимание и не допускать просмотра ребенком медиапродукции с информацией, причиняющей вред его психическому здоровью и нормальному возрастному развитию.
В процессе обучения и воспитания детей рекомендуется:
- Формировать основы информационной компетентности, а именно:
- умение искать и анализировать информацию в Интернете,
- подвергать ее критической оценке, сопоставлять различные факты и данные;
- навыки создания информационных объектов с использованием цифровых ресурсов – сетевых, текстовых, изобразительных, аудио и видео,
- Обучать правилам «компьютерной гигиены»: проводить зарядку для глаз, физкультминутки, контролировать время пребывания за компьютером, информировать о правилах безопасного использования Интернет.
- Научить выстраивать личное пространство при коммуникации в Интернете:
- презентовать себя в Интернете;
- выстраивать социальную сеть взаимоотношений в Интернете (друзья, знакомые);
- взаимодействовать с другими пользователями в сообществах;
- соблюдать этические правила и социальные нормы в отношениях;
- использовать различные модели общения в зависимости от вида ресурса, цели и аудитории,
- научить избегать и справляться с основными коммуникационными рисками (общение с незнакомцами, агрессия и сексуальные домогательства).
- Формировать основы экономической грамотности при использовании Интернета в потребительских целях:
- осознавать собственные потребности и возможности их удовлетворения с помощью различных интернет-технологий,
- оценивать основные риски, связанные с приобретением и потреблением товаров и услуг в Интернете (например, распознавать интернет-мошенничество, недобросовестную торговлю и т.д.)
Интернет-безопасность в условиях дистанционного обучения
Общие правила интернет-безопасности
Помощь ребенку в организации досуга
Помощь ребенку в организации учебного пространства
Медиабезопасность в сети — советы родителям
Психологические механизмы онлайн-рекрутинга в социальных сетях (так называемые «группы смерти»)
Медиа-информационная грамотность учебное пособие 2015 г.
Методические рекомендации 2018 г.
Методические рекомендации по безопасности в сети Интернет
Родительский контроль на мобильном устройстве
Родительский контроль на стационарном устройстве
Полезные ссылки
Рекомендации Управления «К» МВД России https://мвд.рф
Дети России Онлайн http://detionline.com/
Проект «Цифровая грамотность» http://цифроваяграмотность.рф
Проект Роскомнадзора http://персональныеданные.дети
Защита детей от Лаборатории Касперского https://kids.kaspersky.ru/
Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт http://i-deti.org/
Онлайн-площадка «Единый урок» https://www.единыйурок.рф