Весь сегодняшний день был посвящен одной из ключевых задач современной системы образования – развитию идеологии воспитательной среды в школе. Этот процесс начинается с формирования особых компетенций специалистов территориальных методических служб, заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-психологов. Им необходимо уметь воспитывать у обучающихся ценностно-целевые ориентиры и оказывать им психолого-педагогическое сопровождение.
В пленарной части тематической площадки обсуждались особенности организации воспитательной работы в новом учебном году, их осветила Елена Ивановна Аршинник, начальник отдела воспитания и дополнительного образования в управлении общего образования министерства образования, науки и молодежной политики. Актуальные тренды воспитательной деятельности, такие как Программа воспитания, проект «Разговор о важном», изложила Надежда Анатольевна Ладилова, начальник Управления исследования и разработки Академии Минпросвещения России. Руководитель направления по работе с педагогами и образовательными организациями АНО «Большая перемена» Георгий Игоревич Болотов рассказал про новые возможности конкурса «Большая перемена».
О важности реализации программы воспитания всем коллективом говорил Виталий Анатольевич Дегтерев, доктор педагогических наук, профессор Центра непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников УрГПУ. А Татьяна Сергеевна Масалова, доцент кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования Института развития образования Краснодарского края представила региональную модель межведомственного взаимодействия Всероссийского проекта «Разговор о важном», сделав акцент на активизации личностных смыслов педагога и ребенка.
В заключении пленарного заседания проректором по воспитательной деятельности, дополнительному образования и цифровой трансформации Института развития образования Людмилой Николаевной Терновой были представлены результаты мониторинга системы воспитания в образовательных организациях Краснодарского края.
Затем участники разделились в работе по секциям. Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса рассмотрели на секции «Формирование безопасной образовательной среды в образовательных организациях Краснодарского края».
На открытии секции выступила Татьяна Николаевна Чиркова, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования ИРО, которая обозначила актуальность тематики мероприятия и представила различные направления работы психолога в образовательной организации. В основной части секции Евгенией Ромуальдовной Сташкевич, методистом Центра диагностики и консультирования Краснодарского края был представлен доклад о документации, регламентирующей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Небезынтересной была и информация о региональной системе методического сопровождения служб школьной медиации (примирения) и ее роли в формировании безопасной образовательной среды.
В ходе работы секции педагог-психолог краснодарской школы №37 Наталья Ивановна Мищенко поделилась опытом психолого-педагогического сопровождения школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. А победитель регионального этапа конкурса «Педагог-психолог Кубани – 2022» Юлия Михайловна Минаева, педагог-психолог НОШ, говорила о повышении коммуникативной культуры педагогов.
Об общих задачах и путях их решения высказала свою точку зрения Ольга Викторовна, главный специалист отдела по делам несовершеннолетних и защиты их прав администрации Западного внутригородского округа Краснодара в докладе «Межведомственное взаимодействие по вопросам социального и психолого-педагогического сопровождения учащихся в Краснодарском крае».
В завершении работы секции Татьяна Геннадьевна Ерохина, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования провела рефлексию с участниками мероприятия и подвела итоги работы.
Секцию «Система организации работы руководителей муниципальных управлений образованием Краснодарского края» открыла Ольга Юрьевна Наурзбаева, заместитель начальника отдела воспитания и дополнительного образования управления общего образования министерства образования, осветив нормативно-правовую базу организации воспитательной работы. Представители управлений образованием муниципальных образований Крымского, Ейского районов, города Сочи и Новороссийска поделились опытом работы по сопровождению и организации воспитательной и профилактической работы, по взаимодействию с родителями, а также по вопросам расследования чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними в образовательных организациях.
На секции «Ценностные ориентиры: организационные аспекты и перспективы» Ирина Анатольевна Ларионова, доктор педагогических наук, профессор ЦНППМПР УрГПУ детально осветила вопрос научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя. Продолжая тему, Светлана Олеговна Ларионова, кандидат психологических наук, доцент ЦНППМПР УрГПУ, заострила внимание на важности создания условий для успеха каждого ребенка. Опытом работы с детскими общественными объединениями поделилась Анастасия Сергеевна Милюшкова, учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ ЭКЛ из Новосибирска.
Модель работы по формированию ценностно-целевых ориентиров обучающихся глазами педагога представила Олеся Александровна Дудник, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования ИРО Краснодарского края. Ее коллега — Татьяна Сергеевна Масалова, доцент кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования – осветила вопрос сотрудничества классного руководителя и семьи как залог успешного воспитания. В заключении педагог-психолог школы №37 из Краснодара Наталья Ивановна Мищенко поделилась опытом психолого-педагогического сопровождения обучающихся в трудной жизненной ситуации, провела рефлексию с участниками мероприятия и подвела итоги встречи.