Дата и время проведения: 12.04.2023, 11.00
Место (способ) проведения: онлайн
Организаторы: кафедра общественных дисциплин и регионоведения ГБОУ ИРО Краснодарского края
Участники: учителя истории, обществознания и географии, руководители РМО, методисты ТМС, участники «Сообщества учителей истории и обществознания Краснодарского края»
В соответствии с планом работы ГБОУ ИРО Краснодарского края на 2023 год, кафедра общественных дисциплин и регионоведения проводит 12 апреля 2023 года в 11:00 часов VII краевой форум учителей истории, обществознания и географии: «Общественно-научные предметы в школе: учим и учимся».
Для участия в форуме приглашаются: учителя истории и обществознания, учителя географии, руководители РМО, методисты ТМС, участники «Сообщества учителей географии; истории и обществознания Краснодарского края».
В рамках форума состоится: пленарное заседание и работа секций по направлениям:
1.Секция «Формирование устойчивого интереса и внимания на уроках общественных дисциплин посредством восприятия звуковой информации».
Методическое обоснование. Огромный объём информации для запоминания на уроках общественно-научной области часто не оставляет положительных эмоционально окрашенных воспоминаний, связанных с учебным предметом, т.к. времени на его глубокое усвоение и осмысление программой не предусмотрено. Но достигнуть дидактической цели, направленной на овладение суммой знаний, введение понятия, установление причинно-следственных связей и др., что является основополагающим для подготовки к любому виду аттестации практически не возможно без развивающих и воспитательных целей, которые формируют эмоциональную сферу и направлены на достижение положительного отношения к знаниям, к процессу учения. Между тем, большинство педагогов волнует проблема, как сделать, чтобы на уроке было интересно всем учащимся, и никто не остался равнодушным. Данная дискуссионная площадка призвана обратить внимание на решение проблемы положительного отношения к урокам по предметам общественно-научной области посредством использования фонотеки, состоящей из подборки аудиоматериалов, а именно: стихотворений, музыкальных произведений, литературных строк в исполнении профессиональных артистов и музыкантов и т.п., к которым будут предложены задания, чтобы вывести урок на новый уровень. В этой связи к участию в работе дискуссионной площадки приглашаются школьные психологи, учителя истории и обществознания, методисты готовые осветить разработанные в процессе своей педагогической деятельности авторские теоретические основы и практические приёмы формирование устойчивого интереса и внимания на уроках своей предметной области посредством восприятия звуковой информации.
2.Секция «Русский язык на уроках истории и обществознания: решение языковых проблем»
Методическое обоснование. Эффективность обучения российских школьников во всех предметных областях зависит от уровня владения ими русским языком. Успешность выполнения заданий во время любого вида аттестации также во много зависит от того, насколько правильно учащиеся поняли задание, смогли грамотно сформулировать ответ на заданный вопрос и т.д. Данная дискуссионная площадка призвана обратить внимание на решение языковых проблем, связанных с освоением школьного содержания учебных предметов «История» и «Обществознание» – неполного понимания смысла текстов, терминов, некоторых общеупотребительных слов. В этой связи к участию в работе дискуссионной площадки приглашаются учителя истории, обществознания, методисты готовые осветить разработанные в процессе своей педагогической деятельности авторские теоретические основы и практические приёмы метапредметного обучения и прежде всего в работе с терминологией, так как именно понимание и усвоение терминов во многих случаях представляет для школьников определённую трудность понимания смысла текстов учебного предмета.
3.Секция «Интегрированные уроки – современная технология коллективного обучения и сотрудничества в учебном процессе».
Методическое обоснование. В современной модели образования большую ценность в школе приобретают целостные и системные знания, обобщённые межпредметные умения, сформированные в процессе обучения и воспитания личности обучающегося. Роль межпредметных связей как ведущего способа интеграции в сочетании с проблемностью оказывает существенное влияние на личностное развитие обучающегося. Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. В этой связи к участию в дискуссионной площадке приглашаются учителя истории и обществознания, готовые провести мастер-класс по темам «Технологии смешанного обучения (перевёрнутый класс, ротация станций, ротация лабораторий)» и «Использование гибкой модели обучения в урочной и внеурочной деятельности».
4.Секция «Современный урок географии».
Методическое обоснование. Вопросы реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов – актуальная тема для педагогических коллективов образовательных учреждений, позволяющая решить задачу повышения доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям педагогов и обучающихся. К участию в дискуссионной площадке приглашаются учителя географии, готовые раскрыть изменения в содержании и результатах учебного предмета «География» в контексте современного учебного занятия, которые следует учитывать при реализации обновлённого ФГОС: универсальные виды учебной деятельности, командная работа, сотрудничество обучающихся читательская, естественно-научная грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление и т.п.
Формат выступления: мастер-класс –практикум.
Регламент мастер-класса: 20 минут.
План мастер-класса
- I. Вступительная часть.
- Указать проблему, обозначить её актуальность и назвать тему мастер-класса.
- Ознакомить участников с планом проведения мастер-класса.
- II. Основная часть.
- Освещается транслируемость практических достижений презентуемой модели по тематической направленности мастер-класса:
- школьный уровень;
- муниципальный уровень;
- и т.п.
- Описание материала по теме мастер-класса.
- Информация должна подкрепляться наглядностью.
- Практикум.
- Самостоятельная работа участников дискуссионной площадки по выполнению заданий, разработанных ведущим мастер-класса впроектных группах, индивидуально или фронтально.
- В заданиях практикума «отрабатываются» навыки использования презентуемой модели как дидактического средства для работы науроке и во внеурочное время.
- Комментирование наиболее значимых моментов мастер-класса.
- Ведущему мастер-класса необходимо (по результатам выполнения заданий практикума) пояснить те элементы своей работы, которые, поего мнению, наиболее важны.
- В процессе мастер-класса участники с помощью ведущего создают модель, которой потом будут пользоваться.
III. Заключительная часть – подведение итогов как для участников, так и для ведущего (рефлексия).
- Важно получить от участников мастер-класса обратную связь.
- Специфика этапа заключается в тесном контакте ведущего иучастников, в возможности личного общения с пришедшими наобучение.
- Приветствуется дискуссия.
- Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса.
- Ведущему мастер-класса следует обратить внимание на обсуждаемые аудиторией проблемы, которые не были затронуты и отметить их для дальнейшей работы.
- Подведение итогов ведущим мастер-класса и выводы по замечаниям и рекомендациям.
Оборудование аудитории: компьютер, аудио колонки, проектор.
Итоговая программа форума будет сформирована в соответствии с тематикой представленных участниками докладов.
Для участия в работе форума необходимо заполнить и прислать заявку (Приложение № 1) на электронный адрес kodir@iro23.ru с пометкой «Краевой форум учителей истории» до 10.04.2023 г.
Текст секционного доклада не позднее 10.04.2023 г. в электронном виде на электронный адрес kodir@iro23.ru.
В ходе подготовительного этапа членами Оргкомитета определяется круг основных докладчиков, о чём они оповещаются заранее. .
Место проведения: ГБОУ ИРО Краснодарского края, г. Краснодар, ул. Сормовская, 167.
Дата проведения: 12.04.2023 г. (среда)
План форума:
Регистрация участников форума: с 10:00 ч.
Начало работы форума: 11:00 ч.
Окончание работы форума: 15:00 ч.
По вопросам проведения форума обращаться на кафедру общественных дисциплин и регионоведения ГБОУ ИРО Краснодарского края по номеру телефона 8(861) 203 53 07.
12 апреля 2023 года состоялся VII региональный Форум учителей истории, обществознания и географии. Мероприятие было организовано кафедрой общественных дисциплин и регионоведения ГБОУ Института развития образования Краснодарского края.
В мероприятии приняли участие более 100 педагогов: учителя истории, обществознания и географии, руководители РМО, методисты ТМС, участники «Сообщества учителей истории и обществознания Краснодарского края» собрались, чтобы обсудить наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением и поддержкой эффективного и высококачественного преподавания истории и обществознания в школах региона.
С приветственным словом к участникам Форума обратилась И.В. Лихачева, проректор по учебной работе и обеспечению качества образования ГБОУ ИРО Краснодарского края. Участниками пленарного заседания стали: И.В. Ивко, заведующий кафедрой общественных дисциплин и регионоведения ГБОУ ИРО Краснодарского края, которая раскрыла особенности реализации историко-культурного стандарта в образовательном процессе; А.П. Алексеев, советник генерального директора издательства «Русское слово» г. Москвы, который осветил содержательно-методические особенности использования УМК по общественно-научным предметам в современных условиях реализации концепции преподавания истории; А.А. Оробец, директор Муниципального учреждения дополнительного образования «Малая академия», МО г. Краснодара, отметивший в своем докладе особенности выявления и развития молодых талантов; Н.П. Бобкова, ведущий методист по истории и обществознанию отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций АО «Издательство «Просвещение», г. Москвы, которая затронула вопрос актуальности современных средств обучения для уроков истории и обществознания; Т.А. Майская, заместитель директора, методист ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга, которая поделилась особенностями использования цифровых ресурсов в преподавании истории; Р.А. Стаценко, начальник отдела организации экскурсий и связей с общественностью исторического парка «Россия-Моя история» г. Краснодара, раскрывшие возможности Исторического парка как центра притяжения патриотического и культурно-нравственного воспитания; А.Г. Ерёменко, старший научный сотрудник научно-методического отдела ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына», затронувший возможности музея в процессе воспитания учащихся и формирования умений применять знания по истории России и истории края. А.Н. Еремеева, главный научный сотрудник Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор исторических наук, профессор, соавтор УМК по кубановедению для 9 и 10 классов. В своем выступлении раскрыла особенности реализации согласованного подхода через преподавание истории родного края через линейный курс предмета «Кубановедение», который изучается в общеобразовательных организациях Краснодарского края с 1 по 11 класс.
После пленарного заседания были организованы четыре тематические секции, на которых были проведены мастер-классы по теме «Общественно-научные предметы в школе: учим и учимся». Обсуждались центральные вопросы: сохранение исторической памяти, переход на обновленные ФГОС, развитие воспитательной составляющей на уроках истории. Педагоги смогли взять себе на заметку не только модели уроков, но и подход к их организации и планированию. Также программой мероприятия была предусмотрена новая выставочная экспозиция «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына» «Путь Кубани к Великой Победе», посвященная Великой Отечественной войне, которая вызвала большой интерес у участников Форума.