Дата и время проведения: 23-26.05.2023

Место (способ) проведения: на базе Центра отдыха работников образования Краснодарского края «Рассвет» города-курорта Геленджик (ул. Туристическая, 3)

Организаторы: кафедра психологии, педагогики и дополнительного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, при поддержке Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края и Краснодарской краевой организации общероссийского профсоюза образования

Объявление о проведении краевого форума

23 мая 2023 года будет дан старт краевому форуму педагогов-психологов «ВыЯвление».  Форум задуман как площадка  для  презентации эффективного опыта и достижений практической психологии. На базе пансионата «Рассвет» в городе-курорте Геленджик соберутся психологи дошкольных учреждений, школ, системы профессионального образования, центра диагностики и консультирования Краснодарского края. Команда специалистов  будет совместно решать актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в системе образования.

Информационное письмо 

Программа форума 

Итоги краевого форума

Отчет  о проведении краевого форума педагогов – психологов «ВыЯвление»

23-26 мая 2022 года  в Краснодарском крае,  согласно приказу №295 от 17 мая 2023 года «Об организации и проведении краевого форума педагогов-психологов  «ВыЯвление» (далее – Форум)  прошел первый краевой форум педагогов-психологов. Масштабное методическое мероприятие, целью которого стало совершенствование деятельности психологической службы системы общего образования Краснодарского края, стимулирование развития инновационных практик психолого-педагогического сопровождения, транслирование передового опыта, обсуждение современных инструментов психолого-педагогического сопровождения обучающихся образовательных организаций, повышение престижа и эффективности профессии педагога-психолога собрало на свих площадках семьдесят два педагога-психолога из тридцати семи муниципальных образований и городов Краснодарского края.

Форум проходил в пансионате «Рассвет» города-курорта Геленджик. С идеей форума, приуроченного к Году педагога и наставника, выступило министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГБОУ ИРО Краснодарского края. Организаторы собрали вместе педагогов-психологов школ и дошкольных учреждений. К работе Форума было привлечено семнадцать спикеров.

В первый день на торжественном открытии Форума была озвучена концептуальная основа психологической службы современного образования и ее дальнейшее совершенствование в рамках государственной политики. Представлен реестр нормативно-правовых актов федерального и краевого уровня, регламентирующих работу психолога по предупреждению и преодолению рисков, связанных с рядом социально-психологических явлений:

— вызовы цифрового пространства;

— вовлечение несовершеннолетних в экстремистскую деятельность;

— распространение проявлений аутодиструктивного поведения;

— нарушение детско-родительских отношений;

— жестокость в детской и подростковой среде.

Данную тему продолжила в рамках ракурс-сессии «Совершенствование психологической службы в системе образования Краснодарского края» исполняющий обязанности кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края (далее – Кафедра) Анна Леонидовна Савельева, которая  уделила особое внимание проблеме обеспечения безопасности образовательной среды и психологической поддержки детей «групп риска».  Участники обсудили алгоритмы межведомственного взаимодействия в случаях возникновения экстренных ситуаций, требующих психолого-педагогического сопровождения.

Татьяна Сергеевна Масалова, доцент Кафедры, кандидат педагогических наук, представила участникам практику развития эмоционального интеллекта как значимого инструмента в системе общения и взаимодействия всех участников образовательного процесса, основу профилактики возникновения агрессивных проявлений личности ребенка, различных деструкций.

Старший преподаватель кафедры Фатима Юсуповна Георгиева, в ходе решения практических кейсов проработала с участниками приемы предупреждения психоэмоциональных нарушений и поведенческих отклонений у детей и подростков. Педагоги-психологи попробовали себя в различных арттеропевтических упражнениях.

Второй день форума отличался разнообразием оригинальных мастерских. Рефлексивная техника «Тридевятое царство»  Масаловой Татьяной Сергеевной, доцента кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края была организована на берегу моря и позволила участникам осознать свой личный и профессиональный потенциал, оптимизировать отношения к себе и своей профессии. Итогом стал сгенерированные участниками авторские модели современного педагога-психолога.

Вернувшись на площадку форума, педагоги-психологи погрузились в проблему организации эффективного сопровождения обучающихся в период подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации, профилактики экзаменационного стресса, следствием которого может стать суицидальное поведение. Инна Леонидовна Черная, член президиума сообщества психологов Краснодарского края, педагог-психолог школы 10 Красноармейского района представила коллегам мастер-класс «Психологические ресурсы обучающихся в период подготовки к экзаменационным испытаниям» пополнивший профессиональную копилку участников эффективными психопрофилактическими приемами.

Уникальный практикум по сценической речи и театральному мастерству провела с участниками форума лауреат краевого фестиваля лучших воспитательных практик, педагог-психолог, советник директора по воспитанию 22 технико-экономического лицея города Новороссийска Елена Александровна Плотникова.  Актуальность практики подтверждается значимостью в профессиональной деятельности эффективного педагога-психолога коммуникативных компетенции, культуры речи и умения владеть собой.

Гостем форума стал ведущий специалист в области школьной конфликтологии и медиативных практик, профилактики агрессии и насилия в школе, кандидат психологических наук Евгений Владимирович Гребенкин. С его участием состоялся оживленный профессиональный диалог. Обсуждались вопросы развития служб медиации образовательных организаций, практические подходы к решению острых конфликтных ситуаций.

Команда педагогов города Новороссийска, ставшая победителем краевого фестиваля лучших воспитательных практик «Калейдоскоп навигаторов», представила участникам форума инновационную форму «вовлечения родителей во взаимодействие с детьми и школой «Квиз дискотека «Вместе весело!». В составе команды были: Наталья Алексеевна Полянская, директор школы 27, Яна Михайловна Белуш, советник директора по воспитанию, педагог-психолог школы 7 и Наталья Александровна Полянская, советник директора по воспитанию гимназии 8.

В рамках программы третьего дня прошла авторская ракурс-сессия «Информационно-просветительская работа с молодёжью в сфере гражданско-патриотического воспитания и просвещения в условиях СВО» Андрея Александровича Остапенко, профессора кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования института развития образования Краснодарского края, доктора педагогических наук. Участники форума с интересом обсуждали процессы становления, развития и формирования человека в свете антропологического подхода, социокультурные аспекты организации психолого-педагогической деятельности в современном образовательном пространстве, важность формирования устойчивой мировоззренческой позиции, недопущения вовлечения детей и молодежи в экстремистскую деятельность.

Большой блок информации представили сотрудники Центра диагностики и консультирования Краснодарского края. О порядке и направлениях взаимодействия с Центром, работе телефона доверия  рассказала  педагог-психолог Марина Александровна Коровина. Специалисты Центра ответили на ряд организационно-методических вопросов участников форума.

Программа каждого дня форума отличалась глубиной и насыщенностью. Перед педагогами-психологами была «развернута» цикл-галерея в которую вошли:

–  лекция с элементами практики «Проблема адаптации и социализации детей иностранных граждан» Светланы Ивановны Андрющенко, доцента кафедры, кандидата педагогических наук;

– мастер-класс Екатерины Вячеславовны Горшениной, президента ассоциации «Центров переговоров, медиации и примирения», помощника уполномоченного по правам ребенка в краснодарском крае по городу Сочи,  педагога-психолога гимназия 6 города Сочи, посвященный подходам к профилактике буллинга и агрессивного поведения подростков, восстановительным  технологиям и медиации;

–  мастер-класс победителя краевого конкурса «Молодой психолог — 2023», педагога-психолога 18 школы города Приморско-Ахтарск, Марии Геннадьевны Горюновой «Искусство выстраивания отношений в системе «взрослый-ребенок»;

– опыт работы с детьми, требующими особого внимания «Психологический клуб» Елизаветы Витальевны Гамовой, педагога-психолога школы №7 города-курорта Геленджик;

— уникальная практика использования русских народных игр для формирования коммуникативных навыков и сплочения детского коллектива Елены Сергеевны Король, советника директора по воспитанию школы 4  города – курорта Геленджик;

26 мая краевой форум педагогов-психологов «ВыЯвление» фестиваль педагогов-психологов завершил свою работу.

Итоговым мероприятием стали панорамные родительские собрания, разработанные четырьмя проблемно-творческими группами участников Форума под руководством преподавателей кафедры. Темы разработок были связаны с острейшими проблемами обеспечения психологической безопасности детей и подростков:  информационная безопасность, первичная профилактика аптечной наркомании, суицидальные риски, вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные митинги.

В своей работе психологи активно использовали практические материалы, представленные им спикерами на площадках Форума, предлагали техники из собственного опыта. Концептуальной основой для родительских собраний послужил пакет нормативно-правовых и регламентирующих документов в области системы профилактики и психологического сопровождения различного уровня. Эмоциональное обсуждение и большое количество вопросов к авторам панорам только подтвердило высокую социальную и психолого-педагогическую значимость обозначенных группами проблем.

Для подведения итогов четырех рабочих дней организаторы Форума предложили участникам рефлексивную мишень.        Педагоги-психологи дали высокую оценку проделанной совместной работе.  За короткий срок на Форуме образовалась новая генерация специалистов, готовых не просто уверенно использовать предложенные алгоритмы и предметные кейсы в своей работе, но и транслировать полученные знания в своих муниципальных образованиях.  Участники высказали пожелание, чтобы Форум, стартовавший в Год педагога и наставника,  стал традиционным и достойно пополнил плеяду тематических форумов Института развития образования Краснодарского края.

Участникам была предложена резолюция, которая была принята единогласно. Согласно принятой резолюции, руководителям территориальных методических служб  в срок с 15 августа по 15 сентября 2023 года поручено организовать и провести муниципальный форум педагогов-психологов «ВыЯвление». И в срок до 30 сентября  2023 года в  предоставить пакет документов, подтверждающих проведение муниципального форума:  программу мероприятия, пост релиз проведенного мероприятия, фотографии, ссылку на размещенную информацию на официальном сайте территориальной методической службы.

Для проведения муниципального форума педагогов-психологов сформирован методический кейс с материалами представленными спикерами и дополнениями к ним.  (Приложение)

Приложение к отчету о проведении краевого форума педагогов-психологов «ВыЯвление»

 Нормативные документы:

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»  № 229 от 31 марта 2023 года.

https://rg.ru/documents/2023/03/31/prezident-ukaz229-site-dok.html

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»  № 809 от 9 ноября 2022 года.

http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

Концепции информационной безопасности детей в Российской федерации. (Р а с п о р я ж е н и е Правительство Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р)

https://rkn.gov.ru/docs/Koncepcija_informacionnoj_bezopasnosti_detej15062016.pdf

Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года.

https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80283.html

Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации»)

https://iro23.ru/wp-content/uploads/2022/10/2-3.pdf

 

Методические рекомендации: 

Методические рекомендации, содержащие порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с использованием восстановительного подхода в случаях отказов родителей (законных представителей) несовершеннолетних от предлагаемых мероприятий в рамках проводимой индивидуальной профилактической работы: Письмо Минпросвещения России от 29.11.2019 № 07-8344 «О методических рекомендациях» .

https://kdn.pnzreg.ru/files/kdn_pnzreg_ru/documenty/metodica/22_07-8344.rtf

Методических рекомендаций Минпросвещения России, МВД России, Минобрнауки России от 30.06.2020г. №25 «Об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних «группы риска».
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_379277/c0e1005defd4395727140afc6e2c8a944c0e9beb/

Письмо Минпросвещения России от 30.09.2020 N 07-5864 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке типовой межведомственной программы по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних»)

https://iro23.ru/wp-content/uploads/2022/10/1-5.pdf

Методические рекомендации  по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики  деструктивного поведения подростков и молодежи  (на основе разработок российских ученых).- м.: фиоко, 2021.  https://disk.yandex.ru/i/wgwcito0y_xbnw

Письмо министерство просвещения российской федерации от 28 апреля 2020 года N ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

https://iro23.ru/wp-content/uploads/2022/10/1-8.pdf

Актуальные вопросы информационной безопасности детей: кибербуллинг, скулшутинг, доведение до суицида, Интернет-истерия, фишинг, овершаринг, АУЕ, груминг. Вредоносное ПО, секты, экстремизм, даркнет.

https://apkpro.ru/informatsionnaya-bezopasnost/prezentatsii-ugrozy/

Вопросы первичной профилактики наркомании с учетом современных тенденций развития наркообстановки. Профилактика «аптечной наркомании». Антинаркотическая комиссия Краснодарского края. Методическое пособие.

https://admkrai.krasnodar.ru/content/2348/show/582336/

Дополнительная общеразвивающая программа интерактивных занятий для детей, подростков и молодежи по вопросам ненасильственных методов разрешения споров и конфликтов «Курс юного переговорщика».

https://iro23.ru/wp-content/uploads/2022/10/1-7.pdf

Методические рекомендации по оказанию семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, педагогической, психологической и юридической помощи, реализации программ, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений.

https://iro23.ru/wp-content/uploads/2023/04/Mietodichieskiie_riekomiendatsii_viersiia_12.pdf

Информационно-методические материалы по организации профилактической работы в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также в профессиональных образовательных организациях по вопросам предотвращения распространения идеологического воздействия террористических течений на обучающихся

https://iro23.ru/wp-content/uploads/2023/04/%D1%80%D1%82%D0%BF%D1%80%D0%BF.pdf

Методические рекомендации «оказание психологической поддержки при острых стрессовых реакциях»

https://iro23.ru/wp-content/uploads/2022/11/%D0%9B.%D0%98.-%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0-16.11.2022.pdf

Программы психолого-педагогического сопровождения детей, прибывших с территории ведения боевых действий.

https://iro23.ru/wp-content/uploads/2022/11/%D0%A7%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%A2.%D0%9D.-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B-%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf

Методические рекомендации для родителей по обеспечению кибербезопасности. https://iro23.ru/?page_id=2672

Методические рекомендации МЧС.

https://cdik-center.ru/metodicheskie-rekomendatsii-mchs-rossii.php

Методический кейс «Дети «группы риска» — диагностика, коррекция, сопровождение»

https://cloud.mail.ru/public/36FL/o8a1j7b39

Методический кейс «Признаки антивитального и аутодеструктивного поведения у подростков»

https://cloud.mail.ru/public/36FL/o8a1j7b39

Методический кейс «Принципы общения с детьми «группы риска»

https://cloud.mail.ru/public/36FL/o8a1j7b39

Методический кейс для родителей «Суицидальное поведение подростка: профилактика, преодоление трудностей, помощь»

https://cloud.mail.ru/public/36FL/o8a1j7b39

Памятка для педагогов-психологов по работе с детьми с суицидальным поведением

https://cloud.mail.ru/public/36FL/o8a1j7b39

Перечень актуальных родительских собраний и методические кейсы к ним:

«Агрессия как проявление асоциального поведения. Снижение уровня мотивации обучения».

«Обеспечение безопасности детей в Интернет-пространстве, недопущения вовлечения несовершеннолетних через социальные сети преступную деятельность – забота родителей».

Памятки для родителей:

«Возможные опасности, с которыми сопряжен доступ детей к интернету».

«Как сделать посещение интернета для детей полностью безопасным»

«Советы по достижению равновесия между временем, проводимым в Интернете и вне его»

https://cloud.mail.ru/public/Scg5/6DX5J7PSr

 

Полезные сайты:

Сайт проекта «Школа Минпросвещения России». Настольная книга директора школы.

https://smp.edu.ru/kniga-direktora20

Сайт «Центр защиты прав и интересов детей»   https://fcprc.ru/materials-category/metodicheskie-materialy-dlya-spetsialistov-pmpk/

Сайт «Федерации психологов образования, МГППУ» https://mgppu.ru/news/9628

Общероссийская общественная организация «Общее дело»

https://xn—-9sbkcac6brh7h.xn--p1ai/

https://xn—-9sbkcac6brh7h.xn--p1ai/materials/metodichki/

Сайт аналитического центра по мониторингу и профилактике деструктивного поведения подростков и молодежи. https://fioco.ru/about_ac

Материалы форума

Резолюция 

1 день:

  • Квадрат настроения
  • Масалова Т.С. «Ненасильственное общение»

2 день

3 день

4 день