Кафедра дошкольного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края представила свой проект федеральной инновационной площадки «Создание медиа-кейсов как методического ресурса по формированию базовых ценностей у дошкольников».
Данный проект планируется реализовать с 01.01.2024 по 31.12.2026.
Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства. Разработка и внедрение на уровне дошкольного образования новых педагогических практик, учебно-методических комплексов, форм и методов обучения и воспитания посредством использования информационно-медийного ресурса позволит обеспечить развитие безопасного информационного пространства доступного для педагогического сообщества и родительской общественности.
С одной стороны, несоизмеримо увеличивается информационный поток, в котором стихийно формируется социокультурный опыт приобретения личностных ценностных ориентаций у ребенка, формируется основа будущего общества, с другой стороны, очевидно отсутствие целенаправленной работы по воспитанию базовых ценностей воспитания, неподготовленность педагогических кадров к решению обновленных задач содержания обучения и воспитания, недостаточная оснащенность обеспечения широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России путем использования современных средств массовых коммуникаций.
Цель проекта состоит в создании комплексной модели современной и безопасной медиа-образовательной среды, способствующей формированию базовых ценностей воспитания у дошкольников на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и национально-культурных традиций.
Проект направлен на реализацию следующих задач:
- Разработать и апробировать комплексную модель безопасной медийно-информационной среды посредством внедрения новых педагогических технологий, учебно-методических комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в дошкольных образовательных организациях, оформленных в методические медиа-кейсы.
- Привлечь ресурс негосударственного сектора для апробации и внедрения новых элементов содержания системы обучения и воспитания.
- Разработать диагностический инструментарий для выявления дефицитов профессиональных компетентностей педагогических работников муниципальных образований и негосударственного сектора в области использования информационно-медийного пространства в профессиональной деятельности как ресурса формирования базовых ценностей воспитания у дошкольников.
- Внедрить учебно-методические комплексы (медиа-кейсы) для совершенствования системы непрерывного обновления профессиональных компетенций педагогического сообщества в реализации задач воспитании и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области медийной педагогики.
- Провести апробацию модели по созданию безопасной медийно-информационной среды, обеспечивающей позитивную социализацию ребенка, его психологическое благополучие и приобретение позитивного социокультурного опыта посредством разработки и систематизации доступного информационно- образовательного контента с возможностью интеграции в образовательный процесс.
- Создать открытое сообщество региональных инновационных площадок посредством информационного ресурса на уровне региона и разработать модель методического сопровождения их инновационной деятельности по разработке и апробации новых педагогических технологий, форм и методов воспитания на основе духовно-нравственных ценностей и национально-культурных традиций народов РФ (профессиональный педагогический портал «Будущее за нами»);
- Повысить уровень просвещения и вовлеченности родительской общественности в совершенствование подходов воспитания ценностного отношения к культурному наследию своего народа, нравственным и культурным традициям России; содействие становлению целостной картины мира.
Практическая значимость проекта для администрации ГБОУ ИРО Краснодарского края:
- повышение качества дошкольного образования в регионе за счет внедрения новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в ДОО, в том числе ДОО негосударственного сектора;
- создание профессионального портала для дошкольных педагогических работников в рамках сообщества инновационных площадок «Будущее за нами» как инструмента непрерывного повышения профессиональных компетенций;
- сетевое сотрудничество с инновационными площадками региона и субъектов РФ (по соглашению организаций-соисполнителей) и повышение качества их инновационной деятельности;
Практическая значимость Проекта для администрации ОО:
- повышения качества реализации инновационной деятельности в ДОО;
- повышение качества содержания образовательной и воспитательной деятельности за счет использования методических медиа-кейсов;
- реализация в полном объеме требований ФГОС ДО и ФОП ДО по объединению воспитания и обучения в целостный образовательный процесс;
- повышение престижа ДОО за счет роста профессионального мастерства педагогов.
Практическая значимость Проекта для педагогов:
- внедрение доступного методического ресурса по реализации образовательной и воспитательной деятельности;
- использование ИКТ-технологий как эффективного инструмента реализации задач обучения и воспитания;
- повышение профессиональных компетенций в области медиапедагогики и формирования базовых ценностей воспитания у дошкольников;
- возможность наставничества и методического сопровождения в сообществе инновационных площадок «Будущее за нами»,
Практическая значимость Проекта для обучающихся и родителей:
- повышение качества образования в ОО за счет обновления и совершенствования методов обучения и воспитания;
- возможность использования методических медиа-кейсов безопасной информационно-медийной среды в процессе воспитания в ДОО и семье;
- обеспечение комфортной психолого-педагогической среды обучения и воспитания через создание ситуации успеха для каждого воспитанника.
Социальная практическая значимость Проекта:
- формирование ценностных ориентаций у дошкольников с использованием потенциала культурного наследия РФ;
- рост профессиональной компетенции педагогов;
- рост удовлетворенности родительской общественности качеством работы ОО.
Психологическая практическая значимость Проекта:
- снижение риска влияния небезопасного информационного потока на формирование личности ребенка;
- возможность оказания педагогической помощи родителям и молодым педагогам посредством разработки доступного безопасного методического ресурса в части эффективной интеграции воспитания и обучения в целостный образовательный процесс и успешной реализации задач воспитания в условиях дефицита профессиональных компетентностей педагогических кадров и родительской общественности.
Результаты данного инновационного проекта могут быть использованы в любой дошкольной образовательной организацией, в том числе негосударственного сектора, где реализуются образовательные программы, так как «конечные продукты» проекта будут способствовать ресурсной, организационно-управленческой, научно-методической и психолого-педагогической готовности образовательных организаций к использованию разработанных новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.
Целевая аудитория проекта: сообщество педагогических работников и управленческих кадров, родительской общественности, социальных партнеров ОО, администрация ОО.
Документы:
1.Приказы
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р «О Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных разработок в сфере воспитания подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых)
- Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки России от 22 марта 2019 г. № 21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»
2.Организации — соисполнители проекта