ФИП «Создание медиа-кейсов как методического ресурса по формированию базовых ценностей у дошкольников»

Кафедра дошкольного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края представила свой проект федеральной инновационной площадки «Создание медиа-кейсов как методического ресурса по формированию базовых ценностей у дошкольников».

Данный проект планируется реализовать с 01.01.2024 по 31.12.2026.

Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства. Разработка и внедрение на уровне дошкольного образования новых педагогических практик, учебно-методических комплексов, форм и методов обучения и воспитания посредством использования информационно-медийного ресурса позволит обеспечить развитие безопасного информационного пространства доступного для педагогического сообщества и родительской общественности.

С одной стороны, несоизмеримо увеличивается информационный поток, в котором стихийно формируется социокультурный опыт приобретения личностных ценностных ориентаций у ребенка, формируется основа будущего общества, с другой стороны, очевидно отсутствие целенаправленной работы по воспитанию базовых ценностей воспитания, неподготовленность педагогических кадров к решению обновленных задач содержания обучения и воспитания, недостаточная оснащенность обеспечения широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России путем использования современных средств массовых коммуникаций.

Цель проекта состоит в создании комплексной модели современной и безопасной медиа-образовательной среды, способствующей формированию базовых ценностей воспитания у дошкольников на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и национально-культурных традиций.

Проект направлен на реализацию следующих задач:

  1. Разработать и апробировать комплексную модель безопасной медийно-информационной среды посредством внедрения новых педагогических технологий, учебно-методических комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в дошкольных образовательных организациях, оформленных в методические медиа-кейсы.
  2. Привлечь ресурс негосударственного сектора для апробации и внедрения новых элементов содержания системы обучения и воспитания.  
  3. Разработать диагностический инструментарий для выявления дефицитов профессиональных компетентностей педагогических работников муниципальных образований и негосударственного сектора в области использования информационно-медийного пространства в профессиональной деятельности как ресурса формирования базовых ценностей воспитания у дошкольников.
  4. Внедрить учебно-методические комплексы (медиа-кейсы) для совершенствования системы непрерывного обновления профессиональных компетенций педагогического сообщества в реализации задач воспитании и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области медийной педагогики.
  5. Провести апробацию модели по созданию безопасной медийно-информационной среды, обеспечивающей позитивную социализацию ребенка, его психологическое благополучие и приобретение позитивного социокультурного опыта посредством разработки и систематизации доступного информационно- образовательного контента с возможностью интеграции в образовательный процесс.
  6. Создать открытое сообщество региональных инновационных площадок посредством информационного ресурса на уровне региона  и разработать модель методического сопровождения их инновационной деятельности по разработке и апробации новых педагогических технологий, форм и методов воспитания на основе духовно-нравственных ценностей и национально-культурных традиций народов РФ  (профессиональный педагогический портал «Будущее за нами»);
  7. Повысить уровень просвещения и вовлеченности родительской общественности в совершенствование подходов воспитания ценностного отношения к культурному наследию своего народа, нравственным и культурным традициям России; содействие становлению целостной картины мира.

Практическая значимость проекта для администрации ГБОУ ИРО Краснодарского края:

  • повышение качества дошкольного образования в регионе за счет внедрения новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в ДОО, в том числе ДОО негосударственного сектора;
  • создание профессионального портала для дошкольных педагогических работников в рамках сообщества инновационных площадок «Будущее за нами» как инструмента непрерывного повышения профессиональных компетенций;
  • сетевое сотрудничество с инновационными площадками региона и субъектов РФ (по соглашению организаций-соисполнителей) и повышение качества их инновационной деятельности;

Практическая значимость Проекта для администрации ОО:

  • повышения качества реализации инновационной деятельности в ДОО;
  • повышение качества содержания образовательной и воспитательной деятельности за счет использования методических медиа-кейсов;
  • реализация в полном объеме требований ФГОС ДО и ФОП ДО по объединению воспитания и обучения в целостный образовательный процесс;
  • повышение престижа ДОО за счет роста профессионального мастерства педагогов.

Практическая значимость Проекта для педагогов:

  •  внедрение доступного методического ресурса по реализации образовательной и воспитательной деятельности;
  • использование ИКТ-технологий как эффективного инструмента реализации задач обучения и воспитания;
  • повышение профессиональных компетенций в области медиапедагогики и формирования базовых ценностей воспитания у дошкольников;
  • возможность наставничества и методического сопровождения в сообществе инновационных площадок «Будущее за нами»,

Практическая значимость Проекта для обучающихся и родителей:

  • повышение качества образования в ОО за счет обновления и совершенствования методов обучения и воспитания;
  • возможность использования методических медиа-кейсов безопасной информационно-медийной среды в процессе воспитания в ДОО и семье;
  • обеспечение комфортной психолого-педагогической среды обучения и воспитания через создание ситуации успеха для каждого воспитанника.

Социальная практическая значимость Проекта:

  • формирование ценностных ориентаций у дошкольников с использованием потенциала культурного наследия РФ;
  • рост профессиональной компетенции педагогов;
  • рост удовлетворенности родительской общественности качеством работы ОО.

Психологическая практическая значимость Проекта:

  • снижение риска влияния небезопасного информационного потока на формирование личности ребенка;
  • возможность оказания педагогической помощи родителям и молодым педагогам посредством разработки доступного безопасного методического ресурса  в части эффективной интеграции воспитания и обучения в целостный образовательный процесс и  успешной реализации задач воспитания в условиях дефицита профессиональных компетентностей педагогических кадров и родительской общественности.

Результаты данного инновационного проекта могут быть использованы в любой дошкольной образовательной организацией, в том числе негосударственного сектора, где реализуются образовательные программы, так как «конечные продукты» проекта будут способствовать ресурсной, организационно-управленческой, научно-методической и психолого-педагогической готовности образовательных организаций к использованию разработанных новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.

Целевая аудитория проекта: сообщество педагогических работников и управленческих кадров, родительской общественности, социальных партнеров ОО, администрация ОО.

Документы:

1.Приказы

2.Организации — соисполнители проекта