Героиня нашего очередного интервью, директор общеобразовательной школы №28 из Мостовского района – представитель нового поколения школьных управленцев, со своей философией, взглядом на жизнь и на собственное постоянное саморазвитие. Ее многогранность, активная жизненная позиция вызывает к ней интерес и детей, и взрослых. Знакомьтесь: Рузана Анатольевна Осадчая.
Глава первая: «Работа»
Что в этой жизни наиболее ценно для Вас и почему?
– Давно пришла к выводу, что наиболее ценно то, что, по большому счету, не требует материальных затрат: смех моих сыновей, яркие впечатления от путешествий, от новых знакомств, работа, приносящая удовлетворение, успехи коллег, удовольствие от тренировки или бега, когда сделала немного больше, чем планировала и уставшая, но довольная возвращаешься домой… Это то, что называется вечными ценностями.
Что побуждает Вас работать в школе?
– Школа – живая самостоятельная система. Даже, если утром ты слегка заторможен, то, встречая детей в школьном фойе, мгновенно заряжаешься больше полутысячами «здравствуйте», «доброе утро», «как дела и настроение». И, поддавшись заданному ритму, вовлекаешься и работаешь один день, другой, год, 13 лет… Почему люди, работающие в школе, выглядят моложе своих лет? Хотя работа с детьми непростая и энергозатратная. Да потому что школа – это движение, эмоции, вдохновение. Не правда ли?
Как Вы оцениваете свою профессию по сравнению с другими?
– Любая работа непростая, (даже там, где ничего делать не надо, и то нужно находить в себе силы, чтобы от лени не деградировать), а работа директора интересна тем, что она разнообразная. Где-то требует ювелирной точности до педантизма, где-то творческого полета, а где-то осторожной предусмотрительности. И, конечно, наша профессия требует особой ответственности! Любое твое действие имеет риски, ведет к планируемым и непланируемым последствиям.
Если бы не школа, где бы Вы смогли работать?
– Когда я была два года в декрете со вторым ребенком, с удовольствием шила декоративные подушки в разных техниках, изготавливала пледы из старых джинсов, шторы, мягкие игрушки. Думаю, если бы не школа, могла бы открыть творческую мастерскую или стать тренером по спорту и самосохранительному поведению (самосохранительное поведение – это парадигма жизни, суть которой – накапливать положительный опыт на пользу своему здоровью). Написала и подумала: «Но ведь в перечисленных областях я бы тоже учила».
По какому принципу Вы принимаете управленческие решения?
– Использую четыре «золотых принципа», они, наверное, известны каждому, но все же перечислю.
- Ресурсы, решения, результаты. В детстве мама всегда мне предлагала выбирать решения самой. Например, говоря о простуде, она объясняла: «Пить лекарства, ставить уколы – это быстрее, но эффект краткосрочен, а травяные чаи, массажи, физиотерапия и профилактика – дольше, но надежнее. Вот и выбирай». По такому же принципу поступаю и сейчас. Собираю побольше информации (фактов), анализирую ресурсы, которые имею, потом пишу или размышляю о нужном или желаемом результате, и последнее – это уже само решение. Кстати, ресурсы для принятия решения могут появляться из самых разных источников. Так, рабочий по комплексному обслуживанию зданий нашей школы несколько лет назад неожиданно даже сам для себя предложил быть наставником для нескольких учащихся, стоящих на профилактическом учете. И это сработало! Ручной физический труд помог этим ребятам многое осмыслить в правильном направлении.
- Командное решение. И все же в большинстве случаев управленческие решения в моей школе стараемся принимать коллективно – нашей управленческой командой, которая состоит чаще из заместителей директора, но по необходимости привлекаем сотрудников, учеников, родителей, ветеранов педагогического труда. Все эти решения так же принимаются, исходя из желаемого результата и количества ресурсов, которые необходимо затратить, чтобы его достичь.
- Максимум результата. Всегда есть направление работы, которое получается. Это надо использовать для выстраивания авторитета школы – трансляцией в СМИ и аккаунтах образовательной организации, проведением мероприятий снова и снова по этому направлению – с разными участниками, спикерами, в различных форматах и ракурсах – пока не дойдете до логического конца.
Так, мы в своей школе устроили и развиваем питомник для древесных растений. Это неиссякаемый источник для мероприятий – образовательных, экологических, патриотических, эстетических…
- Взаимная польза. Чтобы результат был достигаем и имел стойкий эффект, необходимо планировать возможную пользу всех его участников. Пример? За работу в нашем питомнике ученики- волонтеры получают «волонтерские часы» на площадке добро.ру, которые им проставляет ответственный администратор, а школа получает ухоженный питомник.
Каково Ваше отношение к современному образованию?
– Современное образование находится в постоянном поиске всех способов сделать растущее поколение успешным, гуманным, достойным. Поиск результативен. Это здорово.
О минусах. Вспоминая свое детство, мы многое делали сами. Из ничего. Писали песни, стихи, придумывали сценарии, перешивали старые вещи для сценических костюмов, так как все это было без интернета и материальных средств. Сегодня многое слишком «разжевано», доступно, не оставляет места для фантазии.
Какие технологии делают обучение детей более простым или наоборот сложным?
– Считаю технологию проектного обучения простым и сложным одновременно. Когда истина добывается ребенком самостоятельно, когда обогащается его образовательный и жизненный опыт – он смог, добился, узнал! – получается долгосрочный результат. Убеждаюсь в этом, встречая своих выпускников: все они работают в различных областях, и, рассказывая о собственных специальностях, начинают разговор с «а Вы помните…» и называют свои школьные проекты, которые определили их жизненный путь, выбор профессии.
Есть ли на Ваш взгляд проблемы в отечественной педагогике, если есть, то какие?
– Думаю, что основная проблема – уложить в головы опытных учителей новые способы и приемы обучения детей, убедить в их эффективности. По наблюдениям в своей школе: открытые уроки преподаватели дают в соответствии со стандартами, а в обычные учебные дни снова главенствующую роль на уроке забирают себе – больше объясняют, меньше дают детям возможность самим рассуждать. Когда спрашиваешь «почему так?», отвечают: «Ну как я такую сложную тему по-другому объясню?» Работаем в этом направлении.
Какими профессиональными достижениями особенно гордитесь?
– Конечно, победой в конкурсе «Директор года Кубани – 2023»! Волновалась, выступая на краевом уровне, а теперь чувствую особую ответственность, потому что предстоит представлять сообщество директоров на Всероссийском конкурсе.
Собираете ли вы банк собственных педагогических находок, методик?
– Конечно. И всем советую это делать. Во-первых, потому что, найдя свои «изюминки» в преподавании, можно выстроить целую личную систему обучения, сделать ее авторским преподавательским брендом. Ведь заметьте – ученики всегда в нескольких словах могут охарактеризовать уроки того или иного учителя. Во-вторых, становясь наставником для молодых учителей, накопленный и систематизированный «изюм» сможешь передать не просто отдельными папками, а целыми мегабайтами.
Сейчас я веду у детей кубановедение. И у меня на компьютерном рабочем столе есть отдельная папка «Мои уроки», в которой хранятся как отработанные методики, так и планируемые. Недавно познакомилась с сингапурской методикой преподавания, собираюсь ее опробовать самостоятельно в групповой работе с детьми.
Глава вторая: «Жизнь»
Какую последнюю книгу Вам удалось полностью прочитать?
– Я не читаю книги. Я их слушаю. Последняя книга, которую прослушала – Паоло Коэльо «Алхимик» – о мечте и предназначении человека. Вообще, слушать аудиокниги – максимально удачный вариант, на мой взгляд. Пока готовишь ужин, бегаешь на стадионе или собираешься утром на работу, можешь повышать свой духовный и культурный уровень, развиваться в целом.
У Вас есть любимая цитата или афоризм, которые Вас мотивируют?
– Вообще, благодаря интернету, ежедневно встречается достаточно много высказываний, которые находят в тебе отклик. Но в течение дня они забываются, а на следующий день ты читаешь новые и так далее… И среди всего этого есть одно, которое мне близко по духу и отражает философию каратэ, которым я занимаюсь: «Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен» (древнекитайский философ Лао Цзы).
Каков один из Ваших скрытых талантов?
– Если я о нем знаю, значит он не скрытый. Хотя… Недавно, стала упражняться в составлении коротких рассказов, в которых все слова начинались бы на одну и ту же букву. По началу мозг сопротивлялся – «невозможно». Но потренировалась, и мне понравилось, оказалось это отличная зарядка для ума – ограниченный ресурс и стремление к максимуму результата. Пример: «Счастье? Солнце светит счастливым. Срочно сыщите сердцу свет. Сломив стену сомнений, станет светлее, серость суждений слетит словно саван. Счастье!»
Чему ученики могут удивиться, увидев Вас вне школы?
– Скажу, чего они никогда не увидят: меня, сидящей на лавочке и играющей в телефоне. Часто вижу подобное, когда езжу на велосипеде по своему поселку, среди детей. Тогда на следующий день встречаю этих ребят в школе и предлагаю им велопрогулку, бег, ходьбу совместно с родителями, позже выхожу на родительское собрание и между делом проговариваю и с ними. Ссылаются: «У нас времени нет». Пристально смотрю и жду реакции. У вас времени нет? Желания. Не все, конечно, проникаются, но земляков, полезно проводящих время, все больше: «Смотрите, как Вы говорили, – делаем, спасибо большое, нравится». Такие моменты окрыляют, и ты не сдаешься, продолжаешь убеждать.
Что Вас вдохновляет?
– Занятия спортом, путешествия, преодоление своих страхов и понимание, что на другом от них краю открывается море возможностей. Так, имея достаточно большой водительский стаж, на дальние расстояния самостоятельно за рулем не ездила. Буквально в этом году, переборов себя, начала перемещаться: в Армавир на конкурс «Директор года 2023» (кстати, приехав туда к 8.00 (Сама!) уже чувствовала себя победителем над своим страхом). Теперь езжу с детьми в Майкоп в горпарк. Летом планирую расширить географию своих личных автопоездок.
Глава третья: «Блиц!»
Закончите фразу:
Самое приятное в моей работе – это… видеть благодарные глаза – детей, сотрудников, родителей.
А самое неприятное… чувство безысходности. Тогда глубокий вдох, выдох – и ищешь дальше, пока не найдешь.
Когда нервы на пределе, чтобы успокоиться, мне нужно… вспомнить что-нибудь приятное. Считаю, что у каждого человека должен быть целый запас таких «лечебных» моментов.
Автор – Миракова Карина Георгиевна – заместитель начальника информационно-издательского ресурсного центра