В 2012 году она решилась поехать на конкурс «Мой лучший урок» в Москву. На вопрос: «Зачем?» ответила по-детски просто: «Испугалась – вдруг, став директором школы, перестала быть Учителем». Потом подумала и добавила: «Да и коллегам-учителям хотелось доказать, что участие в профессиональных конкурсах – полезно!»  Возвращалась домой с победой, медалью и, главное, с моральным правом снова вести за собой коллектив.

Знакомьтесь: директор школы № 9 станицы Нефтяная Апшеронского района, призер Всероссийского конкурса «Директор школы», победитель краевого конкурса «Женщина-руководитель года в непроизводственной сфере», финалист конкурса «Лидеры Кубани» Татьяна Николаевна Куценко.


НАЧАЛО ПУТИ

– Татьяна Николаевна по традиции немного биографии: директор школы – это ваша мечта или случайный поворот судьбы?

– Мой путь в профессию был совсем не случайным… Я продолжила династию педагогов, получив «прививку любви к школе еще в детстве»: примером преданности учительскому труду была бабушка Антонина Дмитриевна Куценко. Но решающую роль в выборе жизненного пути сыграл мой учитель литературы Давид Иванович Мосунов. Именно он учил нас выражать свои мысли, аргументированно отстаивать свою позицию, уважать себя и своего собеседника. Давид Иванович был воплощением лучших качеств Учителя, своим примером воспитывал не только своих учеников, но и, как теперь понимаю, коллег-учителей.

Мечтая стать преподавателем, хоть немного похожим на Давида Ивановича, поступила в Адыгейский государственный университет.

Не знала тогда, что педагогическое образование – это только первая ступень на бесконечном, тернистом учительском пути. И, тем более, не могла знать, со сколькими талантливыми людьми мне доведется встретиться, чему придется научиться, сколько проблем предстоит преодолеть…

А вот директором школы никогда не мечтала быть. Мое назначение на должность в сельскую школу – действительно поворот судьбы…

– Каким оно было, начало работы директором?

– 30 августа 2010 года. До своего назначения я, городской житель, ни разу не была в станице, да и что скрывать, от сельской жизни была далека… В наследство мне досталось красивое новое здание (административно-учебный корпус был сдан в эксплуатацию в 2008 году), недостроенные спортивный и актовый залы, 138 учащихся (65% из них – дети, для которых русский язык – неродной), 12 педагогов (коллектив, устоявшийся за долгие годы, вполне удовлетворенный своим уровнем).

И вот первый раз иду по коридорам школы и понимаю, почему не чувствуется уюта и тепла: в рекреациях и кабинетах школы – ни одного живого цветка, отсутствуют элементы декора, информационные стенды. Половина помещений в школе вообще пустовали либо превращены в склад. Словом, образовательное пространство больше было похоже на новую казарму – школа не имела своего «лица».

В День знаний, 1 сентября, вся станица собралась посмотреть на нового директора. Со стороны я выглядела, наверное, примерно так: испуганные глаза на пол-лица, трясущиеся коленки, и это при росте 158 см. Станичниками был сделан вывод: «Ох, ненадолго она здесь, через месяц-другой сбежит». Сегодня самым успешным своим проектом считаю сельскую школу № 9, которую возглавляю уже 12 лет.

– Как охарактеризуете свою школу сегодня?

– Мы – единственная школа в станице, заявляющая о себе с порога как успешная, современная, полная идей и открытая всему новому образовательная организация с позитивным настроем и особенной эстетикой.

Главная идея: работая в сложных социальных условиях, часто с детьми, требующими особого педагогического внимания, школа может выполнять функцию социального лифта, может помочь выровнять стартовые шансы выпускникам, обеспечить их успешную социализацию.

Девиз школы: «Уважение, ответственность, профессионализм», при этом на первый план выходит создание комфортной, творческой и продуктивной атмосферы, где внеклассная жизнь не менее важна, чем уроки-учебники-олимпиады-домашние задания. Здесь каждый ребенок всегда чувствует себя в безопасности, независимо от религии или национальности. Дети учатся слушать, слышать и договариваться друг с другом, сообща решают сложные задачи, находят компромиссы, учатся видеть слабые и сильные стороны членов своей команды и оппонентов, находят свое место в коллективе.

– За счет чего добиваетесь такого результата?

– Компонентов много. Но основные – без пафоса! – Добро, Любовь, Радость, Творчество, Игра…


ИСКУСТВО БЫТЬ ДИРЕКТОРОМ

– Что помогает и что осложняет вашу работу как директора?

– Помогает, пожалуй, самостоятельность – никогда не думала, что мне кто-то что-то должен. Многие школьные директора, наверное, и парализованы тем, что по старинке считают, что им должны. На хозяйственные нужды, на крышу, на забор… – должны, должны… Многое во мне изменилось с опытом, но понимание, что собственная активная позиция – это, прежде всего, свобода движения вперед, осталось неизменным…

А что осложняет… 24/7… Мне катастрофически не хватает времени. Огромное количество писем в день, много организационно-административных задач… В маленькой сельской школе и педагогический коллектив небольшой, рабочий по обслуживанию здания и вовсе отсутствует в штатном расписании. А здание 4-х этажное, огромная территория, за которой требуется постоянно ухаживать… Я очень много научилась делать сама, вот только – шутят дома – косить еще не умею, но это дело времени.

Есть ли трудности с кадрами и что для Вас важно в первую очередь при подборе учителей?

– Вы знаете, команда формируется и сейчас. Часть коллектива уходит, приходят новые, молодые кадры, и их надо обучать. А это долгий процесс. Понимаете, в педагогике вообще быстрый результат – это сказка. Ничего быстрого не бывает. И тем более ценно, что со мной рядом люди, которые считают работу в школе не работой, а жизнью. Если вы приедете к нам после семи-восьми вечера, то наверняка увидите свет в кабинете директора, заместителя директора по воспитательной работе, в кабинете русского языка, библиотеке, спортзале… Здесь кипит жизнь, и для нас это важно…

На протяжении всех 12 лет задаюсь вопросом: как выстроить систему управления, чтобы иметь возможность слышать, чувствовать каждого, сохранив в себе восприятие всего коллектива как коллектива единомышленников, сохраняющих дух школы? Четкой инструкции еще не придумал никто, но интуитивно руководствуюсь правилами: всегда быть в первых рядах любого нововведения; оказывать помощь и поддержку тому, кто движется к цели; ставить во главу угла любого дела слово «успех»; строить конструктивный диалог с несогласными; гордиться на всех уровнях достижениями педагогов и учащихся.

Считается, что у каждого человека есть спираль развития. Чем туже она закручена в детстве, тем спокойнее можно быть за ребенка: его интеллекту и душе не грозит застой. Это главное в педагогической работе – закрутить «спираль развития». Не менее важно, чтобы спираль развития была у педагога. Закрутить ее – задача руководителя. Я могу с уверенностью сказать, что в моем коллективе такой механизм управления есть, и он работает!

– Да, но как понять, чем мотивировать сотрудников, кроме, понятно, финансовой стороны вопроса.

– Эту задачу стараюсь решить еще на этапе приема на работу. Пользуюсь простым тестом из 6 проективных вопросов:

  • Что Вам больше всего нравилось на последней работе?
  • Почему люди меняют работу?
  • Что побуждает людей эффективно работать?
  • Что значит сделать карьеру в школе?
  • Каким должен быть хороший учитель?
  • Руководитель в отпуске, а коллектив работает в штатном режиме. Почему?

Первые два вопроса дают мне представление об истинной причине ухода сотрудника с последнего места работы; вторые два помогают понять, чем его мотивировать; оставшиеся два – определить, чего от него ждать.

Мотивирую похвалой, поддержкой, ежегодно подводим итоги конкурса «Учитель года школы № 9», «Самый классный классный». Стараюсь не скупиться на грамоты и дипломы. Но и про финансовую поддержку активных, идейных сотрудников не забываю.

Получение диплома Высшей школы экономики (г. Москва)


НЕ СОПЕРНИКИ — КОМАНДА!

– У Вас есть заместители. В чем Вы можете опереться на них? Есть ли среди них ваши соперники?

– В октябре 2014 года в рамках моего обучения в Москве произошла знаменательная встреча с директором Лицея при Высшей школе экономики, кандидатом педагогических наук, членом академического совета программы «Учитель для России», Дмитрием Фишбейном. Он задал нам, директорам школ, простой вопрос: «Сколько звонков в день вы получаете от своих замов (у меня в сознании сразу вспыхнула цифра)?», – а Дмитрий Ефимович продолжал: «Если звонят не более 2-х раз, значит, вы создали качественную управленческую команду». Помню, я тогда вздохнула –  цифры явно не совпадали…

Сегодня, в 2022 году, спокойно еду в командировки, зная, что мои заместители справятся с любой ситуацией. Они очень разные – все трое, и каждый из них специализируется в своей области, поэтому среди них не может быть моих соперников, они – моя КОМАНДА.

Оглядываясь назад, четко осознаю: эскалатора, везущего тебя к успеху, не существует. Приходится пользоваться лестницей, поднимаясь раз за разом только на одну ступеньку. Сколько их было? Сколько еще будет? Но… счастье не в конце пути, а в самом процессе движения.

Какие Ваши личные качества помогают быть руководителем, а какие мешают?

– К сожалению, и в этом нелегко признаваться, не умею делегировать полномочия. Что касается личности директора, тут очень хорошо сказал Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только. Живым и только, до конца». Директор в этом смысле должен быть человеком с собственной позицией. Сегодня такое время, что управленцу от образования, помимо знаний педагогики и психологии, нужно обладать знаниями в области менеджмента, управления, экономики. Получается, как в той поговорке говорится, ты и швец, и жнец, и на дуде игрец. Но все-таки, считаю, самое главное качество – любить детей и свою работу. Важнее этого и быть ничего не может!

–  По какому принципу Вы принимаете управленческие решения?

– Для принятия каждого решения есть свой подходящий момент. В древности такой “решающий” момент изображали в образе бегущего человека с волосами спереди и лысиной на затылке: когда он приближается, его можно схватить за волосы, но когда уже пробежал, как ухватить за лысину?!

Для различных решений продолжительность подходящего момента оказывается неодинаковой – от долей секунд до нескольких месяцев или даже лет. Например, принятие решений в экстремальной (аварийной, опасной для жизни) ситуации должно происходить в доли секунды, принятие же решения о выборе стратегии развития организации возможно в течение нескольких лет.

При принятии решений пользуюсь алгоритмом, предложенным в книге «Раскрепощенный менеджер» (авторы М. Вудкок и Д. Френсис):

  • Шаг первый – настройка. Первым делом необходимо оценить, понять, распределить проблемы, выявив, какие конкретно трудности в них имеются.
  • Шаг второй – цели. Цель должна быть определена ясно и конкретно, понятна для всех вовлеченных в работу еще до ее начала.
  • Шаг третий – критерий успеха. Полезно знать, как измерить удачность ваших действий. Иногда критерий их оценки может включаться в изложение целей. Если же это не так, вам необходимо отыскать способ объективной оценки ваших действий.
  • Шаг четвертый – информация. До того, как будет найдено решение проблемы, ее необходимо глубоко понять. Для этого собирается необходимая информация. Как только она собрана, можно приступать к выполнению разных способов действия. Возможные альтернативы должны быть ясно определены для оценки их сильных сторон и слабостей.
  • Шаг пятый – планирование. Стадия планирования начинается с принятия решения о том, что должно быть сделано. Сотрудники должны четко представить себе общий план и конкретные практические шаги, которые следует предпринять.
  • Шаг шестой – действия. На этом этапе начинается практическая работа по реализации плана.
  • Шаг седьмой – анализ действий для их улучшения. Люди учатся на результатах своих действий, оценивая характеристики успешной работы и пытаясь установить причины неудач. Без такой обратной связи мало шансов на изменения и развитие – вы будете просто ходить по кругу.

Состоящий из приведенных мною семи шагов подход к решению проблем представляет собой орудие, приспособленное к гибкому применению. На любой стадии можно вернуться на несколько шагов, модифицировать образец так, чтобы он лучше соответствовал личным методам работы и конкретной задаче, которая решается.


– Если бы у Вас в ближайшее время была возможность пообщаться с министром образования РФ, о чем бы шел разговор?

– О качестве образования и о статусе педагога. Решая вопрос качества образования, нужно в первую очередь сделать серьезный прорыв в повышении социального статуса педагога.

Каково Ваше отношение к современному образованию?

– Современное образование ориентировано на жизнь и называется жизненно-ориентированным образованием, в этом его плюс, так как оно формирует навыки и умения, которые пригодятся человеку в жизни и профессиональной деятельности. Большим плюсом современного образования является использование информационных и коммуникационных технологий в процессе образования. Минус современного образования – отсутствие системности, а также фундаментальности. Главное, чего не хватает сейчас системе образования – это комплексного подхода.

– Подозреваю, что дома, в семье частенько устраиваете педсовет: супруг Андрей Викторович тоже работает в школе. О чем советуетесь, чем делитесь? Или предпочитаете оставлять работу за порогом?

– Оставлять работу за порогом не получается… Я очень благодарна своему мужу за необыкновенное терпение и умение дать вовремя мудрый совет. Я могу ему рассказать все (ну или почти все…), поплакаться на плече, посоветоваться, порадоваться успехам, поспорить… Без общих профессиональных интересов, кто знает, как сложилась бы наша семейная жизнь, а так вместе уже 14 лет. Наши отношения «спасает» и то, что работаем в разных школах.

Какую последнюю книгу Вам удалось полностью прочитать?

– Нахожусь под впечатлением от книги «Стили менеджмента – эффективные и неэффективные».  Автор, гуру менеджмента Ицхак Адизес, считает, что один человек не способен выполнять все, необходимые для эффективного руководства организацией четыре роли: быть и производителем результатов, и администратором, и предпринимателем, и интегратором. Место несуществующего идеального руководителя должна занять взаимодополняющая команда, каждый член которой умеет выполнять одну из ролей в совершенстве, а остальными владеть на приемлемом уровне.

– Чему Вы в последний раз радовались?

– Очень радуюсь моему сыну, он умеет делать приятные сюрпризы. А вообще радуюсь многому: встречам с друзьями, звонкам мамы, ужину в семейном кругу, солнечной погоде… Сегодня утром – пению птиц…

Каков один из Ваших скрытых талантов?

– Люблю готовить, петь, рисовать. А еще я умею хорошо шить –  вот об этом таланте знают совсем немногие.

– Чему ученики могут удивиться, увидев Вас вне школы?

Удивятся, если увидят меня на сцене или в бассейне.

Чего Вы боитесь?

– Где-то читала, что самой лучшей мотивацией в краткосрочной перспективе является страх. Мы все чего-то боимся. Даже самые светлые чувства – любовь, дружба, патриотизм – подчас крепко связаны со страхом (например, страхом потерять дорогих тебе людей).

Я не исключение. Скажу честно, боюсь оказаться плохим директором, боюсь растерять свой коллектив, боюсь не оправдать надежд и доверия моих учеников. И поэтому поддерживаю в себе высокий уровень мотивации, руководствуясь мною же придуманными правилами:

  • «Стараюсь видеть не только всех, но каждого!» –  золотое правило. К каждому учителю стараюсь подходить индивидуально, находить возможность выделить его из общей массы, открыть потенциальные возможности, создать условия для их реализации. Дала себе зарок: никогда не преследовать коллег за критику моей деятельности! Соблазн велик… но НЕТ! И точка!
  • Создаю из ценных сотрудников рабочие группы для задач особой важности. Способ очень эффективен на практике: учителя вовлекаются в интересные и сложные проекты, получают поручения, которые заставляют их думать и искать решения. Таким образом, растут авторитет и самооценка педагогов.
  • Даю обратную связь: в процессе движения к цели и по результатам ее достижения разбираю с коллегами, что хорошо, а что можно улучшить и каким образом.
  • Поощряю новые идеи и изыскиваю возможности их реализации. Знаю, что каждая реализованная идея мотивирует не только ее автора, но и тех коллег, которые вовлекаются.
  • Публично признаю заслуги. Это один из самых действенных инструментов в руках руководителя! У нас это делается через присвоение званий «Лучший учитель года» и «Самый классный классный». О грамотах и памятных дипломах, сувенирах и знаках отличия даже не говорю.

ИнтервьюерМиракова Карина Георгиевна – заместитель начальника информационно-издательского ресурсного центра