Она пришла в 43-ю школу Северского района 43 года назад в качестве первоклассницы, и с тех пор школа стала неотделима от её жизни. Здесь училась, взрослела, получала профессиональный и житейский опыт – сначала ученицей, пионервожатой, потом педагогом-организатором, учителем, заместителем директора. В этом году Галина Николаенко отметила свою первую пятилетку в роли директора. Профессиональный юбилей совпал со столетием родной школы: «Вступая в должность, отчётливо понимала, что моя задача – сохраняя вековые традиции 43-ей школы, привнести в её жизнь все, что соответствовало бы требованиям времени».
Знакомьтесь – Галина Сергеевна Николаенко, директор школы № 43, автор учебно-методических пособий и редактор сборников статей, Почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, депутат Совета Северского сельского поселения. И ещё она – победитель краевого профессионального конкурса «Директор школы Кубани» в 2024 году.
ГЛАВА ПЕРВАЯ: Нравственные ориентиры
– Галина Сергеевна, что в этой жизни наиболее ценно для Вас как педагога и почему?
– Как раз-таки баланс между сохранением традиций, наработок наших предшественников и развитием современных тенденций считаю очень ценным: мы, взрослые, должны воспитывать нынешнее поколение, понимая реалии сегодняшнего дня, но при этом не забывать о сохранении нравственных, гражданских и исторических ориентиров.
– Это и побуждает Вас работать в школе?
– Может не скажу ничего нового, но в школе нет похожих друг на друга дней и похожих друг на друга людей. Это яркая и насыщенная жизнь, а вокруг интересные и талантливые люди. Мы работаем единой командой, что помогает решать любые проблемы. А ещё я люблю учить детей. Люблю видеть результат своей работы, порой отсроченный, но всегда реальный.
Моя профессиональная жизнь связана только с образованием, и только с одной школой. Считаю, мне с этим очень повезло. С радостью каждый день иду на работу, с радостью встречаю учеников, их родителей и своих коллег. Наверное, это и есть то, что называется «найти себя в профессии». Понимаю собственную ответственность – за коллег, за наше общее дело, но я готова справляться с трудностями и находить решения. Думаю, и в других сферах так: каждый день новые проблемы и новые решения.
– А задумывались хоть разок, – если бы не школа, где смогла работать?
– В школьные годы всегда была активисткой: старостой класса, председателем Совета дружины, секретарём комсомольской организации и к тому же профессионально занималась лёгкой атлетикой. Думаю, если бы не школа, нашла бы себя в сфере культуры, спорта, государственного управления. Скажу по секрету: должности разные и в разных сферах предлагались неоднократно, однако пока меня держит родная школа, чувствую, что именно здесь сейчас нужна. Каждый новый день требует новых решений.
– По какому принципу принимаете управленческие решения?
– Всегда стараюсь учитывать сильные стороны своих коллег и материальные возможности школы. При решении сложных задач, например, мы создаём инициативные группы и разрабатываем план действий, где каждый видит свою роль и функцию в достижении поставленной цели. Таким образом, мою команду можно сравнить с оркестром или театром, где я соответственно дирижёр или режиссёр.
ГЛАВА ВТОРАЯ: Профессиональное мнение
– Каково Ваше отношение к современному образованию, Галина Сергеевна?
– Образование всегда было процессом сложным и многогранным. В современном образовании некоторые новые тенденции мне особенно нравятся.
Одна из них – профессиональное ориентирование учащихся. Перед школьниками сегодня открываются возможности, которых не было еще 10 лет назад! И это не только профильное обучение, – у нас ребята активно ездят на реальные профессиональные пробы и посещают виртуальные мастерские; проходят тестирования, ориентированные на определение личных способностей; бывают на встречах с узкими специалистами и даже медийными личностями. Все это помогает ребятам сделать осознанный выбор будущей профессии.
Другая тенденция – это цифровизация. Конечно, речь идёт не о подмене традиционного образования цифровым, а о внедрении виртуальных возможностей в реальный формат. Активная «борьба с телефонами» не приносит практического результата, а вот использование телефона в учебном процессе может действительно увлечь ребят. Различные цифровые площадки и Интернет-ресурсы становятся нашими помощниками, это делает учебный процесс более интересным, динамичным и практико-ориентированным.
– А какие, на ваш взгляд, технологии делают обучение детей более простым или наоборот сложным?
– Интерактивные доски и учебные программы: эти технологии позволяют детям визуализировать информацию, делая процесс обучения более наглядным и интерактивным. Образовательные приложения и игры: многие приложения и игры разработаны специально для обучения детей и позволяют им изучать новые концепции через игру и развлечение. Онлайн-ресурсы и видео-уроки: доступ к их широкому спектру позволяет детям учиться в своём собственном темпе и в любое удобное время.
Однако существует и опасность! Информационное перенасыщение. С появлением интернета и новых технологий современные дети потребляют огромное количество информации, а это подчас затрудняет их фокусировку на конкретной теме или задаче. С большой осторожностью отношусь и к игровым, развлекательным технологиям, так же, как и к социальным медиа – без определённой дозированности такие ресурсы отвлекают детей от учебных задач, снижают их продуктивность.
Как бы тривиально это не звучало, важно помнить, что эффект от использования технологий в обучении зависит от их правильного использования и интеграции в учебный процесс.
– Есть ли на Ваш взгляд проблемы в отечественной педагогике, если есть, то какие?
– Педагогика – это, прежде всего, практика, это движение в ногу со временем, поэтому всегда возникают новые проблемы и задачи, которые нужно решать. Сегодня можно выделить несколько аспектов, которые требуют решения.
Во-первых, устаревшие методы обучения: во многих российских школах до сих пор используются только традиционные методы обучения, основанные на передаче знаний учителем, не уделяя должного внимания формированию умения у учащихся «добывать» и обрабатывать информацию, развитию критического мышления, творческим и инновационным навыкам учащихся.
Второе, что бы отметила, – несбалансированное использование технологий. Да, в современном мире они играют важную роль и владеть ими наши дети должны. Однако если в одних школах они применяются не активно, в других использование диджитал-инструментов настолько часто, что не выполняются нормы СанПина.
Вот и нужно бы найти золотую середину: недостаточное использование компьютеров, интерактивных досок и других современных образовательных технологий может приводить к потере интереса учащихся к учебному процессу, а чрезмерное использование приводит к невнимательности и возникновению рисков для здоровья. В связи с этим, хочется вспомнить высказывание греческого мудреца Клеобула, жившего в VI веке до нашей эры: «Мера – лучше всего».
Что ещё назвала бы проблемой нашего образования, так это незавершённость работы над единой программой и едиными учебниками. Всё ещё возникает много споров по созданию и содержанию и первого, и второго. Надеюсь, это – вопрос времени.
Вот лишь несколько вызовов, с которыми сталкивается отечественная педагогика. Важно отметить, что многие педагоги и образовательные учреждения активно работают над их решением и внедрением новых подходов и методик в образовательный процесс.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ: Кое-что о гордости
– Какими профессиональными достижениями особенно гордитесь?
– Я могла бы говорить сейчас о статусе краевой инновационной площадки, присужденном нашей школе, о личных публикациях, интересных проектах. Но сказать хочется о команде единомышленников, которую удалось создать.
Текущий год – юбилейный для нашей школы! – мы встретили успешными выступлениями на значимых педагогических конкурсах профессионального мастерства. Учителя именно нашей школы представляли Северский район и вошли в число лучших в крае.
– Собираете ли вы банк собственных педагогических находок, методик?
– Конечно. К счастью, сегодня есть возможность не только создавать свои копилки, но и делиться находками и методиками. Современные педагоги объединяются в сообщества и обмениваются идеями и приёмами. Наши с коллегами находки мы не держим в секрете, а публикуем в журналах, на сайтах, на страницах сборников статей. С удовольствием, кстати, знакомимся и с работами коллег из других школ и регионов.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: Блиц!
– Как семья относится к Вашей постоянной нагрузке?
– К счастью, они всегда готовы подставить плечо, помочь словом и делом.
У меня замечательная мама, она мною гордится, всегда с пониманием и поддержкой относится к моим рабочим хлопотам. У меня очень хорошие дети Влад, Дарья и Стас. Они тоже окончили школу № 43.
Дома я всегда «выключаю» педагога, остаюсь просто мамой. Да, никто из детей не стал учителем, но я не расстроена. Всегда позволяю им принимать решения самостоятельно и всегда их поддерживаю. Это важнее.
– Какую последнюю книгу Вам удалось полностью прочитать?
– Буквально недавно мне дали почитать книгу Нины Джексон «Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии». В книге собраны практические советы и интересные материалы по самым животрепещущим темам, с которыми учителя, школьники и родители сталкиваются очень часто. Каждая глава начинается с настоящего жизненного вопроса. Автор сопровождает ответы ценными советами, предлагает темы для размышления, делится полезными ресурсами и вспомогательными материалами. Книга так составлена, что её можно читать от корки до корки, а можно использовать как справочник, который откроешь в нужный момент на нужной странице. Всем коллегам рекомендую!
– У Вас есть любимая цитата или афоризм, которые Вас мотивируют?
– Да! Очень близка мысль Нельсона Манделы: «Образование – самое мощное оружие, которым можно изменить мир». Справедливо, не правда ли?
– Самое приятное в Вашей работе…
– Это положительный результат от любого начатого дела. Ну, а самое приятное в работе любого директора школы – это, думаю, должны быть сразу три фактора:
первое – директор школы имеет возможность влиять на качество образования, создавая благоприятные условия для учеников и учителей в виде разработки новых программ, организации дополнительных занятий, захватывающих мероприятий или улучшения материально-технической базы;
второе – директор школы может наблюдать, как ученики растут и развиваются, достигая успехов в учёбе и вне её; особенно приятно, когда ученики проявляют таланты и достигают выдающихся результатов;
и третье – директор школы имеет возможность работать с опытными и талантливыми учителями, которые сами являясь личностями, заряжают вдохновением и учеников, и коллег.
– А самое неприятное в работе любого директора школы?
– Потенциально Директор школы часто сталкивается с большим количеством административных задач, таких как бюрократические процедуры, финансовое планирование и управление персоналом. Эти задачи отнимают много времени и энергии. Кроме того, директор школы должен уметь управлять различными конфликтами и проблемами, как внутри школы, так и с родителями или общественностью, что тоже требует определённых дипломатических усилий. И, наконец, зачастую директор школы сталкивается с такой неприятностью, как ограниченные ресурсы, такие как бюджет, персонал, материальные ресурсы. И для реализации образовательных программ, обеспечения достаточных условий ученикам и учителям, нужно уметь справляться и с такими задачами.
– Когда нервы на пределе, чтобы успокоиться, мне нужно…
– У меня не бывает такого состояния, но если нужен совет, то люблю умиротворяющий аромат можжевельника и чайного дерева.
– Спасибо за интервью.
Подготовила Миракова Карина Георгиевна