ФИП «Инклюзия»

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ «Институт развития образования» представила свой проект федеральной инновационной площадки: «Создание и внедрение методического обеспечения мониторинга и формирования цифровой базы данных образовательных результатов обучающихся с легкой умственной отсталостью». Данный проект планируется реализовать с 01.11.2022 по 01.11.2025.

Известно, что важным фактором, обеспечивающим успешность социальной адаптации, является адекватное поведение человека в обществе, возможность осуществления которого связано с уровнем развития личностных структур, обеспечивающих регуляцию поведения с социальными, в том числе моральными нормами, а также наличием возможности гармоничного взаимодействия интеллекта и эмоциональной стороны психики.

В последние 25 — 30 лет вопросы, касающиеся личностного развития учащихся со сниженным интеллектом, приобрели в нашей стране особую актуальность. Она обусловлена утверждением в коррекционной психологии и педагогике идей личностно ориентированного подхода, повышением требований общества к качеству подготовки умственно отсталых к жизни, а также увеличением в составе учащихся специальных (коррекционных) школ детей с более выраженными нарушениями интеллекта, расстройствами поведения. В ходе научных исследований, было установлено, что в настоящее время недостаточно разработано методическое обеспечение для оценки сформированности БУД обучающихся с легкой умственной отсталостью, являющихся одной из наиболее распространенных групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время не разработаны индикаторы сформированности БУД для обучающихся легкой умственной отсталостью. Нет рекомендованного диагностического инструментария для осуществления комплексной диагностики сформированности БУД.

Целью проекта заявлена разработка и апробация модели оценки результатов образования обучающихся с легкой умственной отсталостью с использованием цифровых форматов. Был выделен спектр задач, которые необходимо решить в ходе реализации заявленного проекта:

1. Определить индикаторы сформированности образовательных результатов, предусмотренных АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью.

2. Подготовить пакет диагностических методик для осуществления комплексной оценки (учителями, педагогом-психологом, учителем-логопедом) образовательных результатов обучающимися с легкой умственной отсталостью.

3.Разработать цифровую базу данных мониторинга образовательных результатов обучающихся с легкой умственной отсталостью.

4. Провести апробацию программы мониторинга образовательных результатов обучающихся с легкой умственной отсталостью на базе 2 коррекционных и 2 муниципальных общеобразовательных школ Краснодарского края.

Практическая значимость проекта состоит в возможности дальнейшего использования разработанной модели и цифровой программы мониторинга БУД для оценивания динамики психического развития и качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательных школ. Научная новизна проекта представляется в определении индикаторов сформированности БУД, разработки модели их комплексной диагностики и цифровой программы мониторинга. По результатам работы инновационной площадки будет сформирован цифровой продукт: программа мониторинга сформированности базовых учебных действий (БУД) у обучающихся с легкой умственной отсталостью.