…Она считает, что, если бы не педагогика, то могла бы работать адвокатом, психологом, конфликтологом, врачом, социологом, бухгалтером, экономистом, дипломатом… Но, к счастью, профессия учителя и должность директора школы совмещает эти и еще очень много профессий, что и делает ее особенно интересной. Знакомьтесь: Галина Петровна Власова – директор школы № 18 Тихорецкого района, заслуженный учитель Кубани, руководитель-новатор, призер краевого и федерального конкурсов «Директор школы Кубани – 2016» и «Директор школы России».

О своей работе она и впрямь может рассказать многое. И многим поделиться. Потому что Школа для нее – это место силы, где живет удивительный народ, который, по словам ее любимого Пауло Коэльо, «распевает песни и рассказывает истории, кто живет с удовольствием и у кого глаза светятся радостью бытия».


ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЗНАЛА С ДЕТСТВА

Директор школы – ваша мечта или случайный поворот судьбы?

– Возможно, это кого-то удивит, но о том, что буду директором школы, я твердо знала с шести лет, когда экстерном (редкий случай по тем временам!) меня приняли в 1 класс хорошей советской школы. 

Но что еще удивительнее, – в мое по-детски самоуверенное решение поверил мудрый педагог Александр Степанович Сидоров, замечательный директор моей школы. Этот урок серьезного отношения к детской мечте твердо усвоила на всю жизнь: доверие, оказанное тебе в детстве взрослым, стараешься оправдать всю жизнь… На выбор профессии повлияли и мои школьные авторитеты: первый учитель, которого в семье буквально боготворили, и особенно молодая преподавательница английского языка, которая на уроках вместе с нами пела песни группы «The Beatles» и водила в турпоходы по Кавказскому заповеднику. 

Так что с дипломом Армавирского педагогического института почти полвека назад начала работать учителем начальных классов в Геленджике, затем в Тихорецке. Это были годы постоянной учебы, экспериментов, поиска новых технологий и методик.

Знакомилась с учителями-новаторами, изучала авторские школы Караковского, Ямбурга, Тубельского, Рачевского. И постоянно спрашивала себя: «А какую бы школу построила сама? Что смогла бы привнести своего, уникального?». Вопрос точил душу. Поэтому, когда поступило предложение возглавить сельскую школу в Тихорецком районе, приняла не раздумывая. И ни разу не пожалела об этом!

Выпускники с сюрпризами в День учителя

И каким же директором вы стали?

– На Всероссийском конкурсе «Директор школы», призером которого я стала в 2016 году, очень запомнился слоган «Директора, расправьте плечи!». Периодически произношу его сама себе.

Директор школы – это лидер, обыкновенный человек с необыкновенной решимостью. Только деятельный, не опускающий руки в сложной ситуации руководитель, может повести за собой коллектив, добиться успеха. Время требует проявления личной позиции, умения самостоятельно и стратегически мыслить, организовывать взаимодействие не только внутри педагогического коллектива, но и в социуме.

Размышляю, какой директор нужен сегодня школе. Если посмотреть на опыт других стран, то директор в Малайзии – менеджер, отвечающий за административно-хозяйственное управление школой. В Гонконге и Сингапуре директор школы, напротив, – учитель, эксперт в педагогическом процессе. У нас в России директор сегодня – и педагог (учитель учителей), и хозяйственник, и кризисный менеджер. Мешает ли это? Я бы сказала по-другому – это сокращает время для самообразования. А без собственного развития никак нельзя! Постоянно учусь у успешных коллег на стажировках, сама участвую в профессиональных конкурсах и вдохновляю на такую деятельность коллег-учителей. Очень многое дало обучение по магистерской программе Высшей школы экономики «Управление образованием». 

КОЕ-ЧТО ОБ ИСКУССТВЕ УПРАВЛЕНИЯ

По какому принципу вы принимаете управленческие решения?

– Ясно, что за любое решение и последствия отвечает директор.

Если проблема затрагивает стратегические направления деятельности, то проводим мозговой управленческий штурм, анализируем исходные данные, просчитываем ресурсы и возможные риски. Но принимает решение тот, кто будет отвечать – директор. Так, принимаются решения об участии в грантах, образовательных программах, курсовой подготовке…

Если проблема не настолько масштабна, то решение может принять заместитель в пределах своей компетенции, согласовав со мной. Например, изменение режима работы, корректировка расписания… Решение о ремонтных работах, организации значительных образовательных событий, Благотворительной ярмарке обсуждаем с Управляющим советом и Советом самоуправления.

РАБОТАЕМ ПО «ПРИНЦИПУ ОТВЕТСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

– Что осложняет вашу работу как директора?

– Наверное, главное – дефицит времени. Постоянно приходится делать выбор между срочно-важными делами и очень срочно-важными. Жизнь в школе динамична! Помните, как в известной сказке Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а, чтобы куда-то попасть, надо бежать вдвое быстрее!».

Расставляю приоритеты. Делегирую полномочия своей управленческой команде. Стремлюсь не теряться в потоке рутинных дел, оставлять место для дел по-настоящему важных: поговорить с учениками на волнующие их темы, обсудить с родителями общие проблемы, узнать у президента самоуправления как идет подготовка ближайшего образовательного события.

Ведь у нас зачастую как получается? Мы пытаемся причинить счастье детям, даже не спрашивая о том, что им интересно и реально важно.

Между тем, наши дети так многому нас могут научить! Ежегодно с пятиклассниками провожу конкурс проектов «Школа моей мечты». Знали бы вы, какие практичные и полезные советы «вылавливаю» в детских работах. Так что взяла за правило: план летнего ремонта составляю только после анализа конкурсных работ детворы и обсуждения с Управляющим Советом наших возможностей. Так приятно впоследствии осознавать, что к изменениям причастны все – дети, родители, педагоги… это по-настоящему объединяет, делает всех нас единомышленниками.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ КОМАНДОЙ

– Вы упомянули своих заместителей, в чем вы можете опереться на них? Есть ли среди них ваши соперники?

– Мои заместители – это профессионалы высокого класса! Могу с уверенностью сказать: наша управленческая команда –  надежная команда единомышленников, построенная по принципу взаимодополнения. Обязанности временно отсутствующего человека рационально распределяются и, как правило, работа продолжается без авралов.

Я в команде не только генератор идей, но и играющий тренер, могу подменить любого при необходимости. Так же и в случае моего отсутствия обязанности директора может исполнять любой заместитель. Такое доверие повышает чувство ответственности за общее дело, причастности к победам и достижениям. Что нам это дало? Возможность стажировок в Москве, Казани, Екатеринбурге, Апшеронске, Сочи; образовательных путешествий по изучению лучших практик образования, обучения на курсах повышения квалификации. Все это предполагает временное отсутствие, а школьная жизнь, между тем, ни на минуту не останавливается. 

«Жить – значит решать проблемы, а развиваться – значит приобретать навыки решения все более сложных проблем», –  эти слова бизнес-тренера Ицхака Адизеса лучшим образом характеризует работу нашей слаженной команды. Есть ли соперничество? Может быть. И в принципе это неплохо. Наоборот! Заставляет меня быть в тренде, соответствовать статусу современного руководителя. 

Встреча гостя – Махнева Николая Аркадьевича (исполнительный директор проекта «Сельские школы России»)

– Какие личные качества помогают вам быть руководителем, а какие мешают?

– Думаю, что об этом лучше бы спросить у моих коллег. Но могу предположить, что оптимизм и вера в Учителя, которому по плечу любые реформы и изменения, стремление изменяться и изменять к лучшему то, что меня окружает.

Сейчас часто говорят о профессиональном выгорании педагогов. Что спасает наших педагогов от этой проблемы? Рецепт прост – мы сделали Школу живой, активной, интересной! Это результаты «мостов сотрудничества», построенных с педагогами Казани, Москвы, Минска, Калининграда, Екатеринбурга, Апшеронска и других школ Краснодарского края. Нас многое связывает – и профессиональный конкурс «Директор школы», и дальнейшее профессиональное взаимодействие коллективов. Педагоги, в активном поиске лучших практик, становятся участниками форумов, стажировок, профессиональных конкурсов.

Новое важное событие для нас – Всероссийское сообщество сельских школ России, к которому мы присоединились недавно. Прекрасная возможность для узнавания лучших практик, транслирования опыта, наведения новых мостов сотрудничества.

Что мешает в руководстве коллективом? Наверное, перфекционизм, желание сделать так, чтобы школа была инновационной, отвечающей современным запросам общества. Это требует от учителей выхода из привычной зоны комфорта, что не всегда делается с охотой. Объясняю.

Сегодня для каждой школы главный дефицит – это квалифицированные кадры. Дети ждут современных молодых педагогов, разговаривающих с ними на одном языке. Цифровой ландшафт современной школы стремительно меняется, и учителям приходится многому учиться, перестраивать сознание, искать новые методы преподавания.

«Люби то, что делаешь, и делай то, что любишь!»

– Есть ли трудности с кадрами, и что для вас важно в первую очередь при подборе учителей?

– Сегодня для каждой школы главный дефицит – это квалифицированные кадры. Дети ждут современных молодых педагогов, разговаривающих с ними на одном языке. Цифровой ландшафт современной школы стремительно меняется, и учителям приходится многому учиться, перестраивать сознание, искать новые методы преподавания.

Мечта каждого директора – это учитель-интересная личность. Учитель с яркими идеями и творческими способностями, каждый урок которого удивляет, заставляет думать, анализировать и делать открытия. Где же взять столько талантов? Не открою секрета, если скажу – надо поднимать престиж профессии и очень внимательно подходить к подготовке кадров, открывать педагогические классы, заключать договоры с вузами. Все это мы делаем, а также предусматриваем и материальные меры поддержки, стимулирующие выплаты, премии.

И знаете, как радует, что наши выпускники ежегодно выбирают педагогические вузы, возвращаются в «альма матер» в качестве учителей. Уверена, что на их выбор влияет и среда, созданная в школе: дружеское наставничество опытных педагогов сочетается с инициативой молодых. Результаты? Мы все помним первый опыт дистанта, когда именно они, молодые педагоги, стали амбассадорами цифрового образования, помогли преодолеть дефициты старшим по возрасту коллегам. Мы даже любимый КВН сумели перевести в цифровой формат. Дистанционные уроки научили нас ориентироваться в море образовательных платформ, менять образовательную модель школы, гибко подстраиваться в случае форс-мажорных обстоятельств. Этот ценный опыт мы используем и сейчас, что позволяет школе не зависеть от жестких условий в случае карантина. 

Стажировка в Казани. Призеры Всероссийского конкурса «Директор школы России»
(Каримова Диляра Салиховна, Шамсутдинов Айдар Ильдарович, Власова Галина Петровна)

То, что мы стали участниками проектов «Рыбаков.фонда», РОСНАНО «Наноград.Вилладж», волонтерской программы «Уроки настоящего» образовательного центра «Сириус» – тоже результат симбиоза молодых и опытных педагогов. Реализуя программу кружка «Развитие талантов», ребята создали школьный Медиа-центр, в котором они пробуют себя в профессиях журналиста, фотографа, видео-оператора, монтажера, ведущего теленовостей, администратора социальных сетей. Контент создается сообществом молодых креативных учителей и активных школьников. Анонсы предстоящих событий, рассказ об этих событиях и их последующая оценка, конечно, интересуют и родителей. Стремясь узнать, чем их дети заняты, мамы и папы становятся постоянными пользователями новостных лент школьного сайта и соцсетей.

На базе центра «Точка Роста» создано школьное телевидение, ребята выпускают еженедельную программу новостей «Воскресный дайджест». Сменилось уже несколько поколений ведущих, операторов, фотографов и монтажеров. Команда школьных телевизионщиков постоянно работает над улучшением «картинки», звука, монтажа и текстов. Профессиональные азы помогают осваивать наши социальные партнеры – районная газета «Тихорецкие вести», пресс-центр администрации Тихорецкого района, телевизионная компания «ТНТ-Тихорецк», а также краевая газета «Кубанские новости».

Поддерживаю детскую медиа деятельность сознательно, понимаю – она не просто развлекает зрителей и участников, информирует, делая акцент на жизни школы, но и выполняет «сверхзадачу» – развивает в молодых людях умение оперировать фактами, отделять правду от вымысла, замечать подмену понятий. Думаю, это необходимо именно сегодня. Современному поколению нужно прививать способность критически мыслить. Сегодня от этого зависит духовно-нравственное состояние общества.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ

В чем, на ваш взгляд, специфика сельской школы? Каковы ее выигрышные стороны, а в чем серьезные проблемы?

– Сельская школа – интересная, современная – может и должна воспитать поколение, готовое жить и трудиться на родной земле. Сельская местность должна стать местом притяжения для молодежи, территорией безопасности и комфорта для детей. Однако без государственной поддержки эта задача невыполнима. Ведь базовые потребности у молодежи какие? Жилье, зарплата, автомобиль. Причем сразу. Чтобы закрепить молодежь на селе, пусть жилье будет ведомственным, с правом выкупа по истечении определенного времени (как показывает практика, кто задерживается в образовании до трех лет, тот надолго остается в профессии). Пусть автомобиль будет служебным (для села он жизненно необходим, учитель становится мобильным, сможет работать в нескольких сельских школах).

Такой проект существует. Он успешно апробирован в Пермском крае, Ростовской и Томской областях – и все, к сожалению. «План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение» (Л. Кэрролл, которого ох, как понимаешь, став взрослым). У нас реализуется проект «Земский учитель», но этого недостаточно для решения проблемы, ведь он не касается молодых педагогов.

Если же говорить о содержательной стороне вопроса, то наша школа, имеющая статус сельской, главным девизом и для школьников, и для учителей определила изречение Сенеки: «Не для школы, но для жизни мы учимся». Мы накопили уникальный опыт Школы непрерывного социально-профессионального самоопределения. Профориентационная работа строится на реализации целой серии разновозрастных проектов. В группе для детей старшего дошкольного возраста реализуется проект «Радуга профессий», программа «Школа мастеров» для учащихся 1–4 классов, «Город мастеров» для учеников 5–9 классов, Бизнес-клуб «Профессиональные пробы. Успешный стартап» для 10–11 классов. По согласованию с родителями введено профильное обучение в 5 классах, где успешно реализуются учебные планы инженерного, естественнонаучного и гуманитарного профилей с ранним и углубленным изучением предметов.

В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» при поддержке Министерства образования и науки Краснодарского края в 2019 году на базе нашей школы открылся центр «Точка роста». Он выполняет функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифрового и шахматного образования, проектной деятельности, творческой самореализации не только детей, но и педагогов, и родителей.

Не для школы, а для жизни мы учимся

– Сетевое сотрудничество – насколько оно эффективно в условиях сельской школы?

– Территория Кубани предоставляет детям площадку для профессиональных проб на базе СПО, город «Минополис», «Билет в будущее», детский технопарк «Кванториум», «Точки роста» сетевых школ-партнеров. Наше сетевое взаимодействие с Тихорецким техникумом индустриальных технологий началось с создания совместного проекта «Город мастеров», его особенность – проведение «профильных пятниц» на базе техникума. Ученики 8–9 классов по пятницам посещали мероприятия, участвовали в роли зрителей в соревнованиях по проф. мастерству, пробовали себя в разных профессиях, в конкурсе «Формула успеха».

Еще более удачным получился проект летнего профильного лагеря «Город мастеров» для учеников 6 классов. У ребят появилась возможность за три недели (в программе 19 часов) получить азы таких специальностей, как штукатур, повар, оператор ЭВМ, модельер, бухгалтер, газосварщик, тракторист-машинист, электромонтер, автомеханик, водитель автомобиля категорий «В», «С». Лагерь для 6-классников пользуется и сейчас неизменной популярностью.

Работают кружки на базе Тихорецкого индустриального техникума: «Кузовной ремонт», «Поварское и кулинарное дело», «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей». Проходит интенсивная подготовка учеников 8 класса к Открытому Региональному чемпионату «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» Краснодарского края в категории юниоры по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». В результате – победные и призовые места на краевом и Всероссийском чемпионате «WorldSkills» (2020, 2021,2022 гг.). Многие родители мечтают о том, чтобы ребята на выходе из школы уже имели бы в руках какую-то профессию. Поэтому для учеников 7–9 классов открыта группа дополнительного профессионального образования по профессии «Пекарь».

Мы готовим ребят к жизни в том регионе, где они родились и выросли, к жизни и работе на селе. И они убеждаются, что высокопрофессиональные специалисты, работающие на земле, высоко ценятся, востребованы и получают достойную оплату за свой труд.

– Предлагают ли родители какие-либо интересные идеи для развития школы?

– Когда школа живет интересной жизнью, активной, ломающей рамки и границы дистанта, родители тоже не могут остаться в стороне. Так, недавно по инициативе родителей родился проект «Выходные с пользой». Это виртуальный клуб для родителей и детей, где рассказывают о традициях своей семьи, истории и культуре своих городов, вместе мастерят сувениры в режиме реального времени, готовят национальные блюда, поют песни… Подключаются все желающие: Тихорецк, Минск, Калининград – это уже МОСТ сотрудничества для родителей и детей. Здорово!

Еще одна инициатива «Путь героя» появилась совсем недавно. Наши родители с детьми и учителями организовывают не просто экскурсионные поездки по живописным местам края, но и отправляются вместе с ними по героическим тропам военных лет, преодолевая вместе трудности походов. Это сплачивает и делает крепким наше сообщество.


– Что вас вдохновляет?

– Вдохновляет даже самый маленький успех и еще – восхищенные глаза учеников на моих уроках истории.

– Чему ученики могут удивиться, увидев Вас вне школы?

– Моих учеников трудно чем-то удивить, пожалуй, только если увидят в выходной день в каком-нибудь уютном кафе с семьей.

– Когда нервы на пределе, чтобы успокоиться, вам нужно…?

– Позвонить сыну, дочери или супругу и услышать родной голос. Этого достаточно, чтобы понять главное – меня любят и поддержат всегда.


Автор – Миракова Карина Георгиевна – заместитель начальника информационно-издательского ресурсного центра