Дата и время проведения: 09.11.2023, 13.00

Место (способ) проведения: г. Горячий Ключ

Организаторы: кафедра филологического образования

Участники: учителя русского языка и литературы

Объявление о проведении семинара

В соответствии с планом учебно-методической работы ГБОУ ИРО Краснодарского края на 2023 год, утвержденным Министерством образования и науки Краснодарского края, 9 ноября 2023 г. состоится краевой семинар по теме: «Особенности подготовки выпускников к ЕГЭ в 2024 г. на основе анализа результатов ЕГЭ 2023 г. по предметам: русский язык, литература». Программа приведена в Приложении.

Для участия в семинаре просим направить учителей русского языка и литературы (по 1-2 участника от каждого муниципального образования).

Регистрация участников семинара с 13.00 по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Спортивная, 2, пансионат «Березка», конференц-зал. Начало семинара в 14.00.

Руководители семинара: Николаевская Е.Л. Чеснокова А.В.

Справки по телефону 8-918-164-65-11

Информационное письмо

Итоги семинара

В соответствии с планом учебно-методической работы ГБОУ ИРО Краснодарского края на 2023 год 9 ноября 2023 г. состоялся краевой семинар по теме «Особенности подготовки выпускников к ЕГЭ в 2024 г. на основе анализа результатов ЕГЭ 2023 г. по предметам: русский язык и литература». 

Для участия в семинаре были приглашены учителя русского языка и литературы и тьюторы ГИА Краснодарского края – 80 человек.

Николаевская Е. Л., доцент кафедры филологического образования ГБОУ ИРО КК, рассказала о результатах ЕГЭ по русскому языку в 2023 году. Уровень успешности выполнения всех типов заданий по сравнению с прошлым годом сохранился на прежнем уровне. В целом систему подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку в Краснодарском крае можно считать достаточно эффективной. Работа ведется по трем основным направлениям:

— повышение квалификации экспертов ЕГЭ по русскому языку;

— регулярное консультирование учителей, работающих в старших и выпускных классах;

— повышение уровня подготовки учащихся, сдающих ЕГЭ по русскому языку.

В реализации всех рекомендаций главную роль играет учитель-словесник, преподаватель средних и особенно старших классов. Методический опыт распространяют в школах своих районов тьюторы по предмету, эксперты краевой комиссии ЕГЭ по русскому языку в рамках работы методических объединений, в виде открытых уроков, «мастер-классов» и семинаров. Совместная слаженная работа всех региональных структур, курирующих подготовку учителей-словесников и школьников, имеет большое значение.

Лысенко О. Г., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №83 г. Краснодара, представила оптимальные приемы работы с выпускниками по устранению ошибок в выполнении тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку по орфографии. Выявлено, что наиболее сложным для учащихся, сдававших ЕГЭ по русскому языку в 2022 году, оказалось задание 12, проверяющее знания учащимися правила «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий и деепричастий». Эти правила остаются одними из сложнейших: к старшим классам учащиеся забывают об особенностях спряжений некоторых глаголов, путают правила правописаний личных окончаний глаголов настоящего и прошедшего времени. Низкий уровень выполнения данного задания показывает не только недостаточность знаний по теории орфографии и морфологии, но и отсутствие систематического обобщающего повторения. Были рассмотрены и другие тестовые задания по орфографии в экзаменационной работе прошлого года, предложены эффективные формы и направления работы по преодолению трудностей, выявленных при анализе их выполнения.

Шутенко С. М., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 Ленинградского района, рассказала об устранении ошибок в тестовых заданиях ЕГЭ по пунктуации. Одним из наиболее трудных задания для выпускников 2023 года оказались задания 16 и 21, которые предполагают пунктуационный анализ предложений. В 16 задании проверяются умения работать с простым осложненным предложением, с простым предложением с однородными членами, со сложносочиненным предложением. Задание 21 включает пунктуационный анализ предложения и проверяет понимание учащимися функций трёх знаков препинания: тире, запятой и двоеточия. У выпускников возникают трудности при синтаксическом анализе предложений: часть учащихся не различает обособленные обстоятельства и определения (выраженные деепричастными/причастными оборотами, приложениями/уточнениями). Уделять особое внимание обобщающему контролю, тренировать учащихся в синтаксическом и пунктуационном анализе, владение которыми способствует осознанному усвоению правил пунктуации на материале полного текста.

Бутакова В. В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 Крымского района, рассмотрела особенности подготовки к написанию сочинения- рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку и обратила внимание на изменение требований к выполнению и проверке задания 27 в 2024 году. В связи с этим, необходимо реализовать на практике текстоцентрический подход в обучении русскому языку в целях устранения обнаруженных пробелов в обученности учащихся; для этого использовать текстовые упражнения, которые опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст как результат речевой деятельности; включать в ткань урока оба вида текстовых упражнений: а) работы учащихся с готовым текстом; б) составление текста самими учащимися; использование преимущества текстовых упражнений, так как в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли; текст помогает полнее понять ее значение и назначение, школьники получают образец для развития собственной речи. Практиковать  упражнения с готовым текстом: различные виды языкового анализа текста, обнаружение в тексте изучаемых единиц языка и объяснение их значений и целесообразности употребления, перестройка текста, его пересказ и письменное изложение, составление плана; шире использовать упражнения в создании собственного высказывания: определение темы, замысла сочинения, сбор материала на выбранную тему, его отбор в соответствии с замыслом, составление плана сочинения, составление сложных синтаксических целых и внутренних связей в них, написание  сочинения, совершенствование (редактирование) написанного текста; практиковать упражнения в сочинении  по типам текста (описание, повествование, рассуждение), а также по стилям и жанрам; организовывать работу над устными и письменными, классными и домашними, коллективными и индивидуальными формами сочинений-рассуждений.

Моисеева О. Л., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 Кавказского района, рассмотрела типичные ошибки, допущенные выпускниками при написании сочинений по русскому языку. Особое внимание было уделено абзацному членению и оптимальному содержательному строению текста в соответствии с утверждёнными критериями его оценки.  Были представлены оригинальные методические приёмы для обеспечения успешного написания развёрнутых ответов в формате ЕГЭ.

Чеснокова А. В., доцент кафедры филологического образования ГБОУ ИРО КК, представила результаты итоговой аттестации учащихся по литературе в формате ЕГЭ за 2023 год в Краснодарском крае. Анализ полученных результатов по литературе Краснодарского края в 2023 году показал, что  показатели сохранены на прежнем достаточно высоком уровне. Закреплен опыт прошлых лет и положительная динамика полученных результатов. Значительно увеличилось число стобалльников по сравнению с прежними годами. Докладчик подробно описала изменения в критериальной базе и системе оценивания экзаменационных работ по литературе на 2024 год по отдельным заданиям с учётом их специфики.

Пронько Е. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 Ейского района, рассказала об особенностях подготовки к ЕГЭ по литературе учащихся 11 класса с недостаточно сформированными читательскими умениями. Были показаны эффективные приёмы работы с текстами различной структуры и тематики в соответствии с требованиями итоговой аттестации по литературе.

Левченко О. Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 Тимашевского района представила эффективные формы организации внеурочной деятельности, связанные с подготовкой учебного проекта выпускника в формате авторской публикации. Была рассмотрена система организации проектно-исследовательской работы с развёрнутым методическим комментарием и демонстрацией результата.

После выступлений докладчики ответили на ряд вопросов участников семинара.

Материалы краевого семинара: