Дата и время проведения: 08.11.2023, 13.00
Место (способ) проведения: г. Горячий Ключ
Организаторы: кафедра филологического образования
Участники: учителя русского языка и литературы
В соответствии с планом учебно-методической работы ГБОУ ИРО Краснодарского края на 2023 год 8 ноября 2023 г. состоится краевой семинар по теме: «Особенности подготовки к ОГЭ 2024 г. по предметам: русский язык, литература». Программа приведена в Приложении.
Для участия в семинаре просим направить учителей русского языка и литературы (по 1-2 участника от каждого муниципального образования).
Регистрация участников семинара с 13.00 по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Спортивная, 2, пансионат «Березка», конференц-зал. Начало семинара в 14.00.
Руководители семинара: Николаевская Е.Л., Каян Т.А.
Справки по телефону 8-918-164-65-11.
В соответствии с планом учебно-методической работы ГБОУ ИРО Краснодарского края на 2023 год 8 ноября 2023 г. состоялся краевой семинар по теме «Особенности подготовки к ОГЭ 2024 г. по предметам: русский язык, литература».
Для участия в семинаре были приглашены учителя русского языка и литературы и тьюторы ГИА Краснодарского края – 80 человек.
Каян Т.А., старший преподаватель кафедры филологического образования ГБОУ ИРО КК, рассказала о результатах ОГЭ по русскому языку в 2023 году. Уровень успешности выполнения всех типов заданий по сравнению с прошлым годом сохранился на прежнем уровне. В целом систему подготовки школьников к ОГЭ по русскому языку в Краснодарском крае можно считать достаточно эффективной. Работа ведется по трем основным направлениям:
— повышение квалификации экспертов ОГЭ по русскому языку;
— регулярное консультирование учителей, работающих в среднем звене и в выпускных классах;
— повышение уровня подготовки учащихся, сдающих ОГЭ по русскому языку.
В реализации всех рекомендаций главную роль играет учитель-словесник, преподаватель средних и особенно старших классов. Методический опыт распространяют в школах своих районов тьюторы по предмету, эксперты краевой комиссии ОГЭ по русскому языку в рамках работы методических объединений, в виде открытых уроков, «мастер-классов» и семинаров. Совместная слаженная работа всех региональных структур, курирующих подготовку учителей-словесников и школьников, имеет большое значение.
Шаповалова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №5 г. Туапсе, представила оптимальные приемы работы с выпускниками по устранению ошибок в выполнении тестовых заданий по орфографии ОГЭ по русскому языку. Одно из объемных заданий при подготовке к ОГЭ по русскому языку, вызывающих у выпускников затруднения – 5-ое задание, на орфографические нормы. Чтобы верно выполнить его, нужно не только знать, как пишется слово, но и внимательно прочитать правило, приведенное в качестве объяснения к выделенному слову. При выполнении орфографического анализа слов ученики испытывают трудности, которые часто приводят к ошибкам. Низкий уровень выполнения данного задания показывает не только недостаточность знаний по теории орфографии и морфологии, но и отсутствие систематического обобщающего повторения. Ошибки при выполнении заданий обусловлены следующими причинами: неточное понимание или незнание правил правописания. Эта ситуация возникает тогда, когда учащийся не осознанно анализирует каждый конкретный пример через обращение к орфографическим правилам, а руководствуется догадками. Были рассмотрены и другие тестовые задания по орфографии в экзаменационной работе прошлого года, предложены эффективные формы и направления работы по преодолению трудностей, выявленных при анализе их выполнения. Таким образом, чтобы выполнить это задание, у обучающихся должны быть сформированы аналитические умения и навыки, связанные с усвоением опознавательных признаков частей речи, знанием фонетической характеристики слова. Выпускники должны уметь делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова, различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования. Необходимо на каждом уроке формировать у обучающихся умение находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами. Особенно много внимания учителю стоит уделить отглагольным прилагательным и причастиям: научить учащихся определять, какой частью речи являются приведенные слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, какая у них структура. Незнание морфологических признаков слова, неумение определять часть речи, неумение различать созвучные словоформы могут привести не только к неверному ответу в задании 5, но и к ошибкам в письменной речи, что отражается в текстах изложения и сочинения.
Серая Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназии Каневского района, рассказала об устранении ошибок в тестовых заданиях ОГЭ по пунктуации. Одним из наиболее трудных задания для выпускников 2023 года оказались задания 2 и 3, которые предполагают синтаксический и пунктуационный анализ предложений. Во 2 задании проверяются умения работать с простым осложненным предложением, с простым предложением с однородными членами, со сложными предложениями. Задание 3 включает пунктуационный анализ предложения и проверяет понимание учащимися функций знаков препинания: тире, запятой, кавычек и двоеточия. У выпускников возникают трудности при синтаксическом анализе предложений: часть учащихся не различает обособленные обстоятельства и определения (выраженные деепричастными/причастными оборотами, приложениями/уточнениями). Уделять особое внимание обобщающему контролю синтаксиса и пунктуации, тренировать учащихся в синтаксическом и пунктуационном анализе, владение которыми способствует осознанному усвоению правил пунктуации на материале полного текста. Усиление внимания к изучению разделов «Синтаксис» и «Пунктуация» в основной школе должно и впредь способствовать формированию важнейших синтаксических и пунктуационных умений, необходимых учащимся для проведения структурно-семантического и пунктуационного анализа соответствующих синтаксических конструкций.
Середич Анна Андреевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №20 г. Сочи представила оптимальные приемы работы с выпускниками по устранению ошибок в выполнении задания 1, написание сжатого изложения. Анализ свидетельствует о среднем уровне владения выпускниками указанной группы умением точно и полно передавать информацию прослушанного текста в письменной форме. Девятиклассники, передавая содержание прослушанного текста, часто искажают его, подменяя одну или несколько авторских микротем собственными. Встречаются также пропуски микротем. Это свидетельствует о том, что экзаменуемыми недостаточно освоены критерии выделения главной и второстепенной информации. Типичной ошибкой является нарушение логики построения изложения. Информация из разных частей текста необоснованно объединяется в одном абзаце или переставляется местами, что нарушает порядок развития мысли или действия. Нарушаются границы абзацев, и тогда окончание рассуждения по одной микротеме оказывается началом другой микротемы. Особое внимание учителю необходимо уделить работе над композицией текста, его информационной переработке, передаче смысла в устной и письменной формах, а также умению характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. Шаповалова Г.В. предложила памятки для обучающихся, которые помогут организовать работу над сжатым изложением.
Фисун Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 Тимашевского района, рассмотрела особенности подготовки к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ по русскому языку и обратила внимание на изменение критериев проверки задания 13 в 2024 году. В связи с этим, необходимо реализовать на практике текстоцентрический подход в обучении русскому языку в целях устранения обнаруженных пробелов в обученности учащихся; для этого использовать текстовые упражнения, которые опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст как результат речевой деятельности; включать в ткань урока оба вида текстовых упражнений: а) работы учащихся с готовым текстом; б) составление текста самими учащимися; использование преимущества текстовых упражнений, так как в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли; текст помогает полнее понять ее значение и назначение, школьники получают образец для развития собственной речи. Практиковать упражнения с готовым текстом: различные виды языкового анализа текста, обнаружение в тексте изучаемых единиц языка и объяснение их значений и целесообразности употребления, перестройка текста, его пересказ и письменное изложение, составление плана; шире использовать упражнения в создании собственного высказывания: определение темы, замысла сочинения, сбор материала на выбранную тему, его отбор в соответствии с замыслом, составление плана сочинения, составление сложных синтаксических целых и внутренних связей в них, написание сочинения, совершенствование (редактирование) написанного текста; практиковать упражнения в сочинении по типам текста (описание, повествование, рассуждение), а также по стилям и жанрам; организовывать работу над устными и письменными, классными и домашними, коллективными и индивидуальными формами сочинений-рассуждений.
Балала Марина Рафаэльевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19 Ейского района, рассмотрела эффективные формы подготовки слабоуспевающих учащихся к итоговой аттестации по русскому языку. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика необходимо применять технологию уровневой дифференциации, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого рекомендовала использовать задания базового и продвинутого уровня, пересмотреть и активизировать работу по пониманию заданий ОГЭ. Это одно из условий успешной сдачи ОГЭ. Особое внимание обратить на адекватное понимание заданий, которые требуют рассуждений, активизировать работу по формированию аналитических навыков выпускников. По результатам мониторинга включать в уроки упражнения, направленные на ликвидацию пробелов по определённым заданиям ОГЭ. В системе осуществлять особый контроль за подготовкой к ОГЭ учащихся группы риска, продолжить работу по созданию для них «маршрутных листов» и уведомлению родителей по итогам пробных экзаменов. Необходимо проводить индивидуальную работу с каждым родителем, давать рекомендации, памятки. Были представлены оригинальные методические приёмы для обеспечения успешного написания развёрнутых ответов в формате ОГЭ.
Гостеева Галина Робертовна МАОУ МО ГК СОШ № 6 учитель русского языка и литературы, представила результаты итоговой аттестации учащихся по литературе в формате ОГЭ за 2023 год в Краснодарском крае. Анализ полученных результатов по литературе Краснодарского края в 2023 году показал, что показатели сохранены на прежнем достаточно высоком уровне. Закреплен опыт прошлых лет и положительная динамика полученных результатов. Докладчик подробно описала изменения в критериальной базе и системе оценивания экзаменационных работ по литературе на 2024 год по отдельным заданиям с учётом их специфики.
Тарасова Ольга Геннадьевна МБОУ МО ГК «СОШ №3 им.Дамаскина И.Ф.» учитель русского языка и литературы, рассказала о типичных ошибках, допущенных выпускниками в экзаменационных работах в формате ОГЭ по литературе, и эффективных способы их устранения. Были показаны эффективные приёмы работы с текстами различной структуры и тематики в соответствии с требованиями итоговой аттестации по литературе.
После выступлений докладчики ответили на ряд вопросов участников семинара.
Материалы краевого семинара: