Дата и время проведения: 06.03.2024, 14.30

Место (способ) проведения: онлайн

Организаторы: кафедра филологического образования ГБОУ ИРО КК

Участники: учителя русского языка и литературы

Объявление о проведении вебинара

В соответствии с планом мероприятий государственного задания раздела «Организационно-методическое сопровождение государственной итоговой аттестации» кафедра филологического образования проводит 06.03.2024 г. в 14.30 краевой вебинар для учителей русского языка и литературы «Особенности подготовки к ГИА по русскому языку в ОО с низкими образовательными результатами».

Для участия в вебинаре участникам необходимо 6 марта 2024 г. с 14.00 до 14.30 перейти по ссылке на образовательную платформу «Сферум»:

https://sferum.ru/?call_link=xpEjqO4xGhTuDHAKjtTQMLCG4XZE6kogXssd_XHNvDs

Просим организовать подключение к вебинару в муниципалитетах, кроме территорий, которые участвуют в зональной стажировке для муниципалитетов, имеющих ШНОР в 2024 году (г.Краснодар, г. Горячий Ключ, Апшеронский район, Красноармейский район, Туапсинский район, Динской район, Выселковский район).

Убедительно просим в пункте проведения заполнить листы регистрации участников (форма в Приложении) и сканированную копию выслать по адресу kfo.iro@gmail.com в течение 30 минут после окончания мероприятия, а также каждому присутствующему заполнить анкету участника.

Ссылка на анкету: https://forms.gle/Qm5bsLSoVptDHrNZ6

Итоги вебинара

В соответствии с планом учебно-методической работы ГБОУ ИРО Краснодарского края на 2023 год 06 марта 2023 г. состоялся краевой вебинар по теме: «Особенности подготовки к ГИА по русскому языку в ОО с низкими образовательными результатами».

Для участия в семинаре были приглашены учителя русского языка и литературы общеобразовательных организаций Краснодарского края.

Каян Т.А. рассказала об оптимальных приемах работы с выпускниками основной школы над тестовой частью ОГЭ по русскому языку.

В организации дифференцированного обучения школьников с низким уровнем предметной подготовки основной рекомендовала использование специальных упражнений и заданий, нацеленных на отработку устойчивых практических языковых умений, и повышение уровня орфографической, пунктуационной, грамматической, речевой грамотности учащихся; составление индивидуальных образовательных маршрутов для устранения пробелов в знаниях и отработки умений, которые не были ранее сформированы.

Затруднения, которые испытывали учащиеся при выполнении заданий тестовой части ОГЭ, могут объясняться следующими причинами:

— неэффективной организацией обобщающего повторения;

-неумением связывать правила орфографии с морфемным составом и частеречной принадлежностью слова;

— отсутствием устойчивых умений в произведении пунктуационного и синтаксического анализа, так как в 5-8 классах   синтаксису и пунктуации уделяется мало учебного времени;

— недостаточным количеством упражнений для поддержки практической грамотности при написании вторичных текстов (изложений и сочинений);

— неумением пользоваться орфографическим словарём.

При устранении указанных причин возможно существенное повышение качества обучения выпускников и улучшение результатов по ГИА-9.

Указала, что особенностями сформированной региональной системы подготовки к экзаменам, в том числе в формате ОГЭ-онлайн, является и трансляция уроков-консультаций проекта Телешкола Кубани. В целом региональную систему подготовки к итоговой аттестации Краснодарского края можно считать эффективной.

Блынская Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 8 Красноармейского района выступила с темой «Изменения в подходах к подготовке и оцениванию сочинений в формате ОГЭ по критериям содержания». Рассмотрела типичные ошибки, допущенные выпускниками в экзаменационных работах в формате сочинения-рассуждения ОГЭ по русскому языку. Ознакомила с изменениями в критериях оценивания сочинения. Проанализировала фрагменты урока, где показала различные приемы и методы работы по анализ текста, написанию сочинения, рассмотрела различные приемы приведения примеров-аргументов, возможные варианты пояснения примеров. Предложила различные подходы к написанию сочинения, анализу текста, показала определенные шаблоны, которые учащиеся могут использовать при подготовке к заданию 13.

Рекомендовала реализовать на практике текстоцентрический подход в обучении русскому языку для устранения обнаруженных пробелов в обученности учащихся; для этого использовать текстовые упражнения, которые опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст как результат речевой деятельности; включать в ткань урока оба вида текстовых упражнений: а) работы учащихся с готовым текстом; б) составление текста самими учащимися; использование преимущества+ текстовых упражнений, так как в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли; текст помогает полнее понять ее значение и назначение, школьники получают образец для развития собственной речи. Практиковать  упражнения с готовым текстом: различные виды языкового анализа текста, выделение из текста сложных синтаксических целых и работа с ни-ми, обнаружение в тексте изучаемых единиц языка и объяснение их значений и целесообразности употребления, перестройка текста, его пересказ и письменное изложение, составление плана.; чаще использовать упражнения в создании собственного высказывания: определение темы, замысла сочинения, сбор материала на выбранную тему, его отбор в соответствии с замыслом, составление плана сочинения, составление сложных синтаксических целых и  внутренних связей в них, написание  сочинения, совершенствование (редактирование) написанного текста; практиковать упражнения в сочинении  по типам текста (описание, повествование, рассуждение), а также по стилям и жанрам; организовывать работу над устными и письменными, классными и домашними, коллективными и индивидуальными формами сочинений-рассуждений.

Чаусова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 100 г. Краснодара выступила с темой «Трудности выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ» и представила оптимальные приемы работы с выпускниками по устранению ошибок в выполнении тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку по орфографии. Выявлено, что наиболее сложным для учащихся, сдававших ЕГЭ по русскому языку в 2023 году, оказалось задание 12, проверяющее знания учащимися правила «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий и деепричастий». Эти правила остаются одними из сложнейших: к старшим классам учащиеся забывают об особенностях спряжений некоторых глаголов, путают правила правописаний личных окончаний глаголов настоящего и прошедшего времени. Низкий уровень выполнения данного задания показывает не только недостаточность знаний по теории орфографии и морфологии, но и отсутствие систематического обобщающего повторения. Были рассмотрены и другие тестовые задания по орфографии, пунктуации в экзаменационной работе прошлого года, предложены эффективные формы и направления работы по преодолению трудностей, выявленных при анализе их выполнения. Одним из наиболее трудных задания для выпускников 2023 года оказались задания 16 и 21, которые предполагают пунктуационный анализ предложений. В 16 задании проверяются умения работать с простым осложненным предложением, с простым предложением с однородными членами, со сложносочиненным предложением. Задание 21 включает пунктуационный анализ предложения и проверяет понимание учащимися функций трёх знаков препинания: тире, запятой и двоеточия. У выпускников возникают трудности при синтаксическом анализе предложений: часть учащихся не различает обособленные обстоятельства и определения (выраженные деепричастными/причастными оборотами, приложениями/уточнениями). Уделять особое внимание обобщающему контролю синтаксиса и пунктуации, тренировать учащихся в синтаксическом и пунктуационном анализе, владение которыми способствует осознанному усвоению правил пунктуации на материале полного текста

Кулакова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 42 Абинский район выступила с темой «Изменения в подходах к подготовке и оцениванию сочинений в формате ЕГЭ по критерию 2 «Комментарий к проблеме исходного текста» рассмотрела особенности подготовки к написанию сочинения- рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку и обратила внимание на изменение требований к выполнению и проверке задания 27 в 2024 году. В связи с этим, необходимо реализовать на практике текстоцентрический подход в обучении русскому языку в целях устранения обнаруженных пробелов в обученности учащихся; для этого использовать текстовые упражнения, которые опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст как результат речевой деятельности; включать в ткань урока оба вида текстовых упражнений: а) работы учащихся с готовым текстом; б) составление текста самими учащимися; использование преимущества текстовых упражнений, так как в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли; текст помогает полнее понять ее значение и назначение, школьники получают образец для развития собственной речи. Практиковать  упражнения с готовым текстом: различные виды языкового анализа текста, обнаружение в тексте изучаемых единиц языка и объяснение их значений и целесообразности употребления, перестройка текста, его пересказ и письменное изложение, составление плана; шире использовать упражнения в создании собственного высказывания: определение темы, замысла сочинения, сбор материала на выбранную тему, его отбор в соответствии с замыслом, составление плана сочинения, составление сложных синтаксических целых и  внутренних связей в них, написание  сочинения, совершенствование (редактирование) написанного текста; практиковать упражнения в сочинении  по типам текста (описание, повествование, рассуждение), а также по стилям и жанрам; организовывать работу над устными и письменными, классными и домашними, коллективными и индивидуальными формами сочинений-рассуждений.

После выступлений докладчики ответили на ряд вопросов участников семинара.

Материалы вебинара: