Давайте знакомиться: Лилия Булатова – педагог с 34-летним стажем, 17 лет возглавляет школу № 1 станицы Динской, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель Кубани, Председатель краевого профессионального сообщества «Клуб директоров», депутат районного Совета, автор отраслевого издания «Практика административной работы в школе». Разговор с Лилией Петровной открывает нашу рубрику «Образование в лицах»

 

Лилия Петровна, сегодня в обществе заговорили о заниженном статусе педагога, что есть чистая правда. А как вы оцениваете свою профессию по сравнению с другими?

– Считаю профессию «учитель» одной из лучших. Наблюдать за тем, как несмышленые малыши становятся успешными людьми, и быть причастным к формированию их личности – разве это не здорово? Да, результат нашей работы отложен во времени. Но плоды наших учительских трудов, как правило, радуют. И не только тем, что мы учим писать, читать, считать.

Главные уроки в школе – это жизненные уроки. Мои первые выпускники – уже состоявшиеся в жизни и профессии люди. Среди них немало семейных пар. Многие дружат семьями, крестили друг у друга детей. При встрече всегда благодарят меня за то, что старалась школу сделать для них настоящим домом, где уважают друг друга, заботятся о других, гордятся общими успехами, прощают обиды, делятся радостями и печалями… Я искренне рада тому, что мне удалось сплотить моих ребят настолько, что они и по жизни идут вместе. Считаю свой вклад в их судьбы главной педагогической наградой.

Безусловно, есть о чем и погрустить в нашей профессии: люди в ней, как никто, подвержены профессиональному выгоранию: учитель пропускает через себя все проблемы детей, остро переживает их неудачи, часто испытывает негативные эмоции со стороны родителей, не всегда защищен от грубости и хамства. Кроме того, труд педагога не регламентирован по времени. Рабочий день специалистов многих других сфер заканчивается в 17–18 часов. Учителю же после уроков нужно проверить тетради, подготовиться к следующему рабочему дню, а вечером ответить на вопросы родителей в социальных сетях…

Недавно мы обучались сингапурской технологии у коуча из этой страны. Меня поразило отношение государства и общества к учителю. Для сингапурцев учитель – дорогостоящий бриллиант! Только 30 процентам из числа лучших выпускников школ удается поступить в педагогический вуз. Их всячески поддерживают и сопровождают в будущей профессиональной деятельности, постоянно совершенствуют педагогическое мастерство. Учитель в Сингапуре – одна из самых статусных, социально защищенных профессий. Очень бы хотелось, чтобы и к нашим учителям было такое отношение…

Какое ваше отношение к современному школьному образованию?

– Неоднозначное… С одной стороны, считаю современное образование очень динамичным. Оно ориентировано на формирование выпускника, готового к реальной жизни, способного ставить правильные цели и добиваться их, выстраивать коммуникации и работать в команде, быть креативным и творческим, нестандартно решать жизненные и профессиональные задачи. Национальные проекты в системе образования нацелены на создание условий для формирования такого выпускника. Новые технологии, современное оборудование, строительство школ и детских садов… Очень большое внимание государство уделяет системе развития образования.

С другой стороны, бесконечная череда реформ не дает системе образования стать стабильной. Учителя не всегда успевают за изменениями, теряются во многообразии технологий и потоках информации, льющихся отовсюду. Родители большею частью отстранились от участия в образовании ребенка – заняты зарабатыванием денег; не жалеют время на социальных сетях, но не находят его для общения со своими детьми.

Есть ли, на ваш взгляд, проблемы в отечественной педагогике; если есть, то какие?

– На мой взгляд, их несколько. Большой проблемой в отечественной педагогике является обучение детей с ОВЗ (я имею в виду детей с нарушением интеллекта и отклонениями в психике). Их, к сожалению, немало. Каждый из них требует индивидуального подхода, а в массовой школе с наполняемостью классов в 25 человек и выше такой подход обеспечить не всегда возможно.

Конечно, у нас есть и психологи, и учитель-логопед, и учитель-дефектолог, и они проводят с такими детьми коррекционные занятия, но этого, на мой взгляд, недостаточно! Считаю, что для особенных детей нужны специальные школы (хотя бы одна на муниципалитет), где с ними будут работать узкие специалисты – целенаправленно развивать трудовые и творческие способности, навыки самообслуживания, знания, позволяющие получить профессию и состояться во взрослой жизни.

Скажете, мое мнение ошибочно? Наверняка гуманисты, считающие, что дети с ОВЗ должны учиться в общеобразовательных школах, забросают меня камнями, но мое мнение таково: детки с особенными потребностями должны получать образование по-особенному. Каждому из них требуется больше времени и внимания. Как бы мы ни старались, психологически они испытывают дискомфорт, когда учитель дает им отдельное задание по новому учебнику или индивидуально объясняет тему, когда все остальные работают самостоятельно.

Часто такие ребята чувствуют себя неуспешными, и со временем психологический дискомфорт перерастает в замкнутость или агрессию. «Дети разные – возможности равные», – прекрасный, на мой взгляд, лозунг, но равными возможности будут только в том случае, когда дети с ОВЗ смогут получать полноценное образование с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Такое полноценное образование возможно, на мой взгляд, только в специальных школах.

Вторая проблема – формальный подход учителей к реализации новых образовательных стандартов. Учителя с большим опытом не хотят или не могут перестроиться, используя традиционные формы работы, ориентированные не на развитие, а на натаскивание детей для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Молодые педагоги приходят в школу, не имея никакой практики – в педагогических вузах ее крайне мало. Школа получает специалистов, которые не имеют должной подготовки для качественной реализации ФГОС.

Третья значимая проблема – низкий уровень функциональной грамотности школьников и отсутствие у педагогов навыков для ее формирования. К сожалению, у многих учителей сегодня нет четкого понимания того, зачем нужно формировать функциональную грамотность и как это делать. Считаю, что начинать работу нужно было с массового обучения педагогов, причем без отрыва от основной деятельности.

Если бы у Вас была возможность задать вопрос Министру образования РФ, о чем бы говорили?

– Я бы подняла два вопроса. Первый – понятно – оплата труда учителей. А второй – введение в школах ставок освобожденного классного воспитателя. Сегодня очень большое внимание уделяется воспитанию, но до тех пор, пока классное руководство будет лишь дополнительной функцией учителя, продуктивность воспитательной работы будет страдать. Воспитание – это огромный пласт в деятельности школы, который требует от учителя необходимой квалификации, владения современными технологиями воспитания, а главное – времени на организацию деятельности классного коллектива, индивидуальную работу с детьми и родителями, подготовку и проведение мероприятий, посещение семей, экскурсии, походы…

Чем можно помочь нашей отрасли, обладая депутатскими правами и обязанностями?

– Совет депутатов МО Динской район, членом которого я являюсь, принимает решения по выделению средств на строительство социально значимых объектов (школ, детских садов, спортивных комплексов), рассматривает вопросы финансирования благоустройства и проведения ремонтных работ в образовательных учреждениях, организации горячего питания школьников, поддержки одаренных детей, присвоения педагогам почетных званий «Почетный педагог Динского района». Мы всегда отстаиваем интересы нашей отрасли.

По какому принципу принимаете управленческие решения?

– Все зависит от серьезности вопроса. Текущие организационные вопросы решаю сама с привлечением административной команды, Управляющего Совета или отдельных педагогов.

Часто использую демократический принцип. Например, когда в школе построили бассейн, название выбирали всем коллективом учителей, учащихся и родителей. Сначала предлагались варианты, а затем проводилось голосование в социальных сетях. Так наш бассейн получил название «Дельфин № 1», а решение о времени начала занятий принимали на общешкольном родительском собрании путем голосования.

Если нужно решение, от которого зависит эффективность деятельности школы или отдельной группы педагогов или учащихся, пользуюсь принципом совместного участия. К примеру, в сентябре 2019–2020 учебного года у нас случилась беда: скоропостижно скончалась наша коллега – заместитель директора, курирующая начальную школу. Прекрасный человек. Компетентный специалист. Более 30 лет проработала в школе, была ее выпускницей. Я понимала, что найти так быстро нового заместителя, которому могли бы подчиняться и доверять учителя начальной школы (а их 16 человек!), будет сложно. И я предложила им самим сделать выбор. Учителями были озвучены достойные, по их мнению, кандидатуры, пользующиеся среди них авторитетом. Затем путем голосования подавляющим большинством выбран заместитель, который и по сей день прекрасно справляется со своими обязанностями. Безусловно, был риск получить заместителя, с которым мне было бы некомфортно работать в команде, но интересы коллектива для меня были гораздо выше моих интересов. Кроме того, уровень ответственности избранного, а не назначенного специалиста гораздо выше.

Разработка и реализация инновационных проектов тоже является результатом совместных решений. Уже третий год на августовском педсовете в ходе командной работы педагоги разрабатывают проекты, которые затем утверждаются педагогическим советом и реализуются в течение учебного года.

Довольно распространенной у нас стала практика решения кадровых проблем посредством привлечения родителей. Лет пять назад в школу нужен был водитель школьного автобуса. Я в течение лета размещала объявления на самых различных ресурсах, в том числе специализированных сайтах и социальных сетях, районных СМИ, обращалась в Центр занятости, но тщетно. Решение обратиться к родителям пришло внезапно. Написала обращение, классные руководители распространили его в родительских группах, после чего посыпались звонки от претендентов. С тех пор родительское сарафанное радио не раз помогало нам найти специалиста.


«Всегда помните, что финишная черта обычно не видна до тех пор, пока вы не окажетесь прямо у нее. Так что бегите столько, сколько можете. Затем идите, пока можете идти. Затем ползите, цепляясь кончиками пальцев, пока их не скрутит судорога. Но никогда не останавливайтесь на пути успеху»

Дэн Вальдшмидт,
«Будь лучшей версией себя. Как обычные люди становятся выдающимися»

Какими профессиональными достижениями вы особенно гордитесь?

– В моей профессиональной деятельности было немало личных достижений, но предметом моей особой гордости является создание большой школьной команды. Они по-разному мыслят, но каждый, достигая собственных результатов, приводит школу к успеху. Я горжусь нашими педагогами, которые стали победителями и призерами множества профессиональных конкурсов: «Учитель года», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям», «Мой лучший урок».

Особое место в развитии педагогического коллектива занимает командная работа. И здесь уже немало достижений. Например, в 2019–2020 году две команды были участниками полуфинала Всероссийского конкурса «Учитель будущего», одна из них стала финалистом. В ушедшем году наша команда победила в краевом конкурсе профессиональных команд «Четверо смелых». А перед Новым годом мы получили еще одну радостную весть: снова две наши команды прошли в полуфинал Всероссийского конкурса «Флагманы образования». Будем стремиться попасть в финал этого конкурса. Надеюсь, нам это удастся!

Собираете ли вы банк собственных педагогических находок, методик?

– Поскольку в последние годы в основном занимаюсь управленческой деятельностью, то накопила немало управленческих практик, которыми готова делиться с коллегами. Например, выстраивание системы мотивации и стимулирования педагогических работников, организация и проведение педагогических советов в нетрадиционной форме, внутриорганизационное повышение квалификации, система работы с молодыми педагогами, организация деятельности центра «Точки роста», подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах, создание и преумножение школьных традиций и многое другое.

Сообщество директоров Кубани избрало Вас своим лидером – какие задачи можно решить силами этой общественной организации?

Главная цель профессионального сообщества – объединение усилий по совершенствованию системы образования Краснодарского края и развитию профессиональной компетентности руководителей школ. Мы планируем организовывать обмен лучшими практиками, способствовать развитию управленческих компетенций руководителей школ, исследовать проблемы, с которыми сталкиваются директора, создать условия для развития профессиональных связей, выстроить информационное сотрудничество с вышестоящими органами, осуществляем юридическое консультирование и организовать площадку для неформального общения. Искренне надеюсь, что нам совместными усилиями удастся повысить эффективность нашей кубанской системы образования.

Если бы не педагогика, кем бы вы смогли работать?

– Возможно, вы будете удивлены, но, если бы не педагогика, я бы хотела работать поваром. Очень люблю готовить! И, по мнению близких и друзей, у меня это отлично получается. Люблю гостей. Наслаждаюсь тем, как они с удовольствием уплетают приготовленное мной.

Еще мне очень нравится фотографировать, делать презентации и презентационные или поздравительные видеоролики, поэтому могла бы работать еще экспертом по визуальным коммуникациям – так сейчас называется эта профессия.

Что в этой жизни наиболее ценно для вас и почему?

– В ответе на этот вопрос вряд ли буду оригинальной. Моя семья есть для меня высшая жизненная ценность. Мои родители дали мне жизнь, воспитали, отдавая нам с сестрой самое лучшее, а главное – подарили веру в себя. Часто хвалили, подбадривали, и я чувствовала, что у меня обязательно все получится, раз они так гордятся мною. Родительская поддержка – мощный жизненный мотиватор.

Сегодня меня поддерживает мой муж – человек, на которого я всегда могу рассчитывать.  Он не только часто помогает в профессиональной деятельности, но из-за моей занятости, много бытовых забот берет на себя. А еще он – без прикрас! – лучший папа и дедушка на свете. Такого заботливого и трепетного отношения к дочкам и внучкам я у мужчин не встречала.

Конечно, мое главное счастье – любимые девочки: две дочки и три внучки. Каждый день они дарят мне массу позитивных эмоций. Дочки (Катя и Даша) – очень прогрессивные девушки, стараюсь прислушиваться к их мнению, а наши маленькие внучки (Кира, Оливия и Марта) за последние два года просто полностью перевернули мой мир! Я думаю, все бабушки меня поймут: держать на руках маленькие комочки счастья, быть свидетелем первых шагов и первых слов, ощущать на лице прикосновения мягких розовых ладошек и мокрые поцелуи – ни с чем не сравнимое чувство…

Моя семья – это еще и наш семейный «женсовет»: мама, я и сестра, мои две дочки и две дочки у сестры, четвертое поколение – мои внучки и внучка сестры – 11 девочек! Каждое воскресение мы собираемся у мамы, готовим что-то вкусненькое, общаемся, мечтаем о профессиях для детей, именах для будущих внуков. Бывает, что и всплакнем, но потом все равно веселимся! Воскресенье – наш день! Мы ждем его всю неделю. Вот и выходит: большая дружная семья – моя опора, радость, надежная крепость. И ценнее ее в моей жизни нет ничего.

И все же, что побуждает вас работать в школе?

– Школа – живой организм. Она постоянно развивается, совершенствуется, одной из первых реагируя на все изменения. Работа в школе позволяет постоянно двигаться вперед, дает простор для творчества. Наконец, школа позволяет мне чувствовать себя профессионально востребованной.

Двери директорского кабинета всегда открыты. У меня нет часов приема. Поэтому все – родители, учителя, дети – приходят один за другим – кто-то с проблемами, кто-то поделиться радостью, кто-то спросить совета. Понимаю, что могла бы потратить это время на работу с документами, которые снова и снова приходится забирать домой, но удовлетворение от того, что помогла, с лихвой перекрывает мимолетные сожаления.


Какую последнюю книгу вам удалось полностью прочитать?

– Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя» – книга о том, как обычные люди становятся выдающимися. Некоторые истории меня поразили.

У вас есть любимая цитата или афоризм, которые вас мотивируют?

– Самый лучший день – сегодня!

Каков один из ваших скрытых талантов?

– Договариваться.

Чему ученики могут удивиться, увидев вас вне школы?

– Удивятся, если встретят меня в 6:00 утра в спортивном костюме на стадионе.


Автор – Миракова Карина Георгиевна – заместитель начальника информационно-издательского ресурсного центра