Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБОУ ИРО Краснодарского края представил свой проект федеральной инновационной площадки «Региональная система адресного сопровождения педагогических работников в профессиональной деятельности». Данный проект планируется реализовать с 01.01.2024 по 31.12.2026.
В сложившихся условиях изменения образовательной парадигмы в сторону индивидуализации процесса, превалировании ценностей и тенденций, основанных на личностно-ориентированном подходе, необходима система сопровождения педагогов, которая будет восполнять индивидуальные потребности в профессиональной деятельности каждого их них.
Противоречие между возрастающей потребностью в механизмах (методах) адресного сопровождения педагогических работников в профессиональной деятельности и недостаточной теоретико-методологической и практической разработанностью методик выявления актуальных запросов и профессиональных дефицитов учителей приводит к тому, что выявляются и удовлетворяются преимущественно массовые запросы на уже имеющиеся образовательные услуги и методики работы, что и является проблематикой проекта.
Целью проекта является развитие и совершенствование региональной системы адресного сопровождения педагогических работников, направленной на выявление и восполнение их индивидуальных потребностей в профессиональной деятельности. Был выделен спектр задач, которые необходимо решить в ходе реализации заявленного проекта:
— изучить и оценить состояние региональной системы сопровождения педагогических работников в профессиональной деятельности;
— определить индивидуальные задачи повышения квалификации и разработать индивидуальные образовательные маршруты педагогических работников на основе результатов диагностики профессиональных компетентностей;
— выявить образовательные запросы разных категорий педагогических работников, педагогических коллективов, организовать повышение квалификации в рамках реализации приоритетных федеральных программ;
— обеспечить координацию методической деятельности профессиональных сообществ педагогов Краснодарского края;
— создать условия для осуществления адресной методической поддержки и помощи педагогам, которые будут обеспечивать доступ к современным методикам, технологиям, средствам и инструментам обучения;
— повысить уровень вовлеченности педагогов и заинтересованных лиц в недостаточно апробированные формы наставничества;
— совершенствовать механизмы адресного сопровождения педагогических работников в профессиональной деятельности.
Значимость проекта возможно определить для различных субъектов системы образования:
- Практическая значимость для администрации образовательных организаций:
— совершенствование системы сопровождения педагогических работников в профессиональной деятельности на основе применения личностно-ориентированного подхода;
— повышение качества образования в образовательных организациях за счет устранения учителями своих дефицитов и, соответственно, роста их профессионального мастерства;
— поднятие корпоративного духа, повышение престижа образовательных организаций за счет совершенствования наставнической среды и развития новых форм наставничества, создания психолого-педагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и взаимопомощь;
— снижение текучести кадров;
- Практическая значимость для педагогов:
— соответствие содержания образовательных услуг запросам педагогических работников и, как следствие, формирование заинтересованности и личной ответственности учителей в повышении своей квалификации;
— обеспечение комфортной психолого-педагогической среды в коллективе, в педагогическом сообществе посредством наставнических практик;
— сокращение периода адаптации новых педагогических работников;
— повышение мотивации к работе, к достижению обучающимися высоких показателей успеваемости;
— рост профессиональных компетенций педагогических работников;
- Социальная значимость для системы образования:
— повышение качества образования;
— повышение статуса профессии учителя;
— повышение качества образования в образовательных организациях.
Системная реализация принципа сотрудничества и адресного подхода к сопровождению педагогических работников незамедлительно приведет к совершенствованию системы дополнительного профессионального образования, что цепной реакцией положительно скажется на всей системе образования Краснодарского края.
Документы:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 3273-р
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 г. № P-76 «Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников»
- Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 15.12.2022 № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174»
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.08.2020 № 176-р «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 27.07.2021 г. № 2435 «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края»
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 22.05.2023 № 1442 «О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 27.07.2021 г. № 2435 «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края»
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.03.2023 № 706 «Об утверждении положения о региональной системе обеспечения профессионального развития педагогических работников Краснодарского края»
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.06.2021 №1895 «Об утверждении плана мероприятий Краснодарского края по выполнению основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 19.11.2021 №3382 «О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 7 июня 2021 года №1895 «Об утверждении плана мероприятий Краснодарского края по выполнению основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»
- Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 02.09.2022 № 2082 «Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Краснодарского края»
- Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.03.2022 №545 «О реализации целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования на период 2022-2024 гг.»
- Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 15.07.2021 № 2308 «Об утверждении Положения о региональном учебно-методическом объединении в системе общего образования Краснодарского края»
- Положение о ЦНППМ
- Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 21 июня 2021 года №307 «Об утверждении плана мероприятий по выполнению основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста»
- Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 21.12.2021 №594 «О внесении изменений в приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 21 июня 2021 года №307 «Об утверждении плана мероприятий по выполнению основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста»
- Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 01.09.2022 № 394 «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих научно-методическое сопровождение региональной системы образования и методической системы ГБОУ ИРО Краснодарского края»
- Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 30.06.2022 №388 «О формировании методического актива Краснодарского края»
- Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 10.01.2023 № 12 «О внесении изменений в приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 11.08.2022 №433 «Об организации деятельности регионального методического актива Краснодарского края»
- Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 10.01.2023 №11 «Об утверждении Порядка закрепления региональных методистов за педагогическими работниками образовательных организаций Краснодарского края»
- Методические рекомендации ГБОУ ИРО Краснодарского края для образовательных организаций Краснодарского края по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников
- Методические рекомендации ГБОУ ИРО Краснодарского края по проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута педагогических работников
- Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 21.09.2021 № 446 «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих научно-методическое сопровождение деятельности профессиональных сообществ Краснодарского края»
- Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 16.03.2022 № 181 «О внесении изменений в приказ государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края «Об утверждении локальных нормативно-правовых актов, регулирующих научно-методическое сопровождение деятельности профессиональных сообществ Краснодарского края»
- Программа взаимодействия
- Соглашение с ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Соглашение Институтом развития образования Орловской области
- Соглашение с ГБУКК ЦСО (ГБУКК НМЦ)
- Соглашение с «Университет Иннополис»
- Соглашение с ФГБОУ ВО КубГУ
- Соглашение с ЯКласс
- Соглашение с Яндекс
- Трехсторонние соглашения (1)
- Трехсторонние соглашения (2)
- Трехсторонние соглашения (3)
- Трехсторонние соглашения (4)
- Выписка из решения Ученого Совета
Модели:
- Модель научно-методического сопровождения сетевых профессиональных сообществ Краснодарского края
- Модель структуры профессионального сообщества
- Модель разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников
- Региональная модель наставничества
Фотоматериалы: