Дата и время проведения: 16.10.2024, 14.30

Место (способ) проведения: г. Горячий Ключ, ул. Спортивная, 2, пансионат «Березка», конференц-зал

Организаторы:  ГБОУ ИРО Краснодарского края

Участники: тьюторы, учителя русского языка и литературы

Объявление о проведении

В соответствии с планом учебно-методической работы ГБОУ ИРО Краснодарского края на 2024 год 16 октября 2024 г. состоится краевой семинар по теме: «Особенности подготовки к ОГЭ 2025 г. по предметам: русский язык, литература».

Просим направить тьюторов, учителей русского языка и литературы (по 1-2 участника от муниципального образования).

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию на сайте Портал Педагога ИРО КК (https://portal.iro23.ru).

Сбор участников семинара с 13.00 по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Спортивная, 2, пансионат «Березка», конференц-зал.

Начало семинара в 14.30.

Руководители семинара: Каян Т.А., Чухланцева А.И.

Справки по телефонам: Каян Татьяна Анатольевна 8(918) 350-56-92, Чухланцева Анна Ивановна 8(918) 289-35-25

Итоги

Для участия в семинаре были приглашены учителя русского языка и литературы и тьюторы ГИА Краснодарского края – 100 человек.

Каян Т.А., старший преподаватель кафедры филологического образования ГБОУ ИРО КК, рассказала о результатах ОГЭ по русскому языку в 2024 году. Уровень успешности выполнения всех типов заданий по сравнению с прошлым годом сохранился на прежнем уровне. В целом систему подготовки школьников к ОГЭ по русскому языку в Краснодарском крае можно считать достаточно эффективной. Работа ведется по трем основным направлениям:

— повышение квалификации экспертов ОГЭ по русскому языку;

— регулярное консультирование учителей, работающих в среднем звене и в выпускных классах;

— повышение уровня подготовки учащихся, сдающих ОГЭ по русскому языку.

В реализации всех рекомендаций главную роль играет учитель-словесник, преподаватель средних и особенно старших классов. Методический опыт распространяют в школах своих районов тьюторы по предмету, эксперты краевой комиссии ОГЭ по русскому языку в рамках работы методических объединений, в виде открытых уроков, «мастер-классов» и семинаров. Совместная слаженная работа всех региональных структур, курирующих подготовку учителей-словесников и школьников, имеет большое значение.

Кроме того, Каян Т.А. рассказала о том, что изменений в структуре КИМ отсутствуют. Однако в формулировке и системе оценивания выполнения заданий 13.1, 13.2, 13.3 внесены корректировки, которые отражены в демоверсии ОГЭ 2025

Зуева Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 52 пгт. Ильского МО Северский район имени Героя Социалистического Труда Негрецкого П.А., представила оптимальные приемы работы с выпускниками по устранению ошибок при выполнении тестовых заданий по орфографии ОГЭ по русскому языку, особенно в объемных заданиях при подготовке к ОГЭ по русскому языку, вызывающих у выпускников затруднения – 6, 7 задания на орфографические нормы. Чтобы верно выполнить его, нужно не только знать, как пишется слово, но и внимательно прочитать правило, приведенное в качестве объяснения к выделенному слову. При выполнении орфографического анализа слов ученики испытывают трудности, которые часто приводят к ошибкам. Низкий уровень выполнения данного задания показывает не только недостаточность знаний по теории орфографии и морфологии, но и отсутствие систематического обобщающего повторения. Ошибки при выполнении заданий обусловлены следующими причинами: неточное понимание или незнание правил правописания. Эта ситуация возникает тогда, когда учащийся не осознанно анализирует каждый конкретный пример через обращение к орфографическим правилам, а руководствуется догадками. Таким образом, чтобы выполнить это задание, у обучающихся должны быть сформированы аналитические умения и навыки, связанные с усвоением опознавательных признаков частей речи, знанием фонетической характеристики слова. Выпускники должны уметь делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова, различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования. Необходимо на каждом уроке формировать у обучающихся умение находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами. Особенно много внимания учителю стоит уделить отглагольным прилагательным и причастиям: научить учащихся определять, какой частью речи являются приведенные слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, какая у них структура. Незнание морфологических признаков слова, неумение определять часть речи, неумение различать созвучные словоформы могут привести не только к неверному ответу в задании 6, 7, но и к ошибкам в письменной речи, что отражается в текстах изложения и сочинения.

Серая Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназии Каневского района, рассказала об устранении ошибок в тестовых заданиях ОГЭ по пунктуации. Одним из наиболее трудных задания для выпускников 2023 года оказались задания 2, 3, 4, 5 которые предполагают синтаксический и пунктуационный анализ предложений. Во 2,3 заданиях проверяются умения работать с простым осложненным предложением, с простым предложением с однородными членами, со сложными предложениями. Задание 4 «Пунктуационный анализ» − нацелено на проверку умения применять теоретические знания о синтаксической системе русского языка и является новым в системе ОГЭ, оно представлено в виде таблицы и по форме является аналогом задания 8 в ЕГЭ. Проверяет умение устанавливать соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. Основные умения: проводить пунктуационный анализ предложений; соблюдать пунктуационные нормы в письменной постановке знаков препинания в предложении, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Задание 5 включает пунктуационный анализ предложения и проверяет понимание учащимися функций знаков препинания: тире, запятой, кавычек и двоеточия. У выпускников возникают трудности при синтаксическом анализе предложений: часть учащихся не различает обособленные обстоятельства и определения (выраженные деепричастными/причастными оборотами, приложениями/уточнениями). Уделять особое внимание обобщающему контролю синтаксиса и пунктуации, тренировать учащихся в синтаксическом и пунктуационном анализе, владение которыми способствует осознанному усвоению правил пунктуации на материале полного текста. Усиление внимания к изучению разделов «Синтаксис» и «Пунктуация» в основной школе должно и впредь способствовать формированию важнейших синтаксических и пунктуационных умений, необходимых учащимся для проведения структурно-семантического и пунктуационного анализа соответствующих синтаксических конструкций.

Ахмерова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 14 имени А.И. Покрышкина МО Кавказский район, рассмотрела особенности подготовки к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ по русскому языку и обратила внимание на изменение критериев проверки задания 13 в 2025 году. Переформулировано задание 13.1: цитата на лингвистическую тему заменена вопросом. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на основе опорного текста) последовательно использовано понятие «пример» без дифференциации на пример-иллюстрацию и пример-аргумент. Предполагается, что подобная дифференциация в большей степени характерна для ЕГЭ по русскому языку. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Экзаменуемый имеет право использовать различные способы работы с прочитанным текстом – не только в виде цитаты или ссылки на номера предложений, но и, например, в виде сжатого выборочного пересказа.

В связи с этим необходимо реализовать на практике текстоцентрический подход в обучении русскому языку в целях устранения обнаруженных пробелов в обученности учащихся; для этого использовать текстовые упражнения, которые опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст как результат речевой деятельности; включать в ткань урока оба вида текстовых упражнений: а) работы учащихся с готовым текстом; б) составление текста самими учащимися; использование преимущества текстовых упражнений, так как в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли; текст помогает полнее понять ее значение и назначение, школьники получают образец для развития собственной речи. Практиковать  упражнения с готовым текстом: различные виды языкового анализа текста, обнаружение в тексте изучаемых единиц языка и объяснение их значений и целесообразности употребления, перестройка текста, его пересказ и письменное изложение, составление плана; шире использовать упражнения в создании собственного высказывания: определение темы, замысла сочинения, сбор материала на выбранную тему, его отбор в соответствии с замыслом, составление плана сочинения, составление сложных синтаксических целых и внутренних связей в них, написание  сочинения, совершенствование (редактирование) написанного текста; практиковать упражнения в сочинении по типам текста (описание, повествование, рассуждение), а также по стилям и жанрам; организовывать работу над устными и письменными, классными и домашними, коллективными и индивидуальными формами сочинений-рассуждений.

Балала Марина Рафаэльевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19 Ейского района, рассмотрела эффективные формы подготовки слабоуспевающих учащихся к итоговой аттестации по русскому языку. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика необходимо применять технологию уровневой дифференциации, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого рекомендовала использовать задания базового и продвинутого уровня, пересмотреть и активизировать работу по пониманию заданий ОГЭ. Это одно из условий успешной сдачи ОГЭ. Особое внимание обратить на адекватное понимание заданий, которые требуют рассуждений, активизировать работу по формированию аналитических навыков выпускников. По результатам мониторинга включать в уроки упражнения, направленные на ликвидацию пробелов по определённым заданиям ОГЭ. В системе осуществлять особый контроль за подготовкой к ОГЭ учащихся группы риска, продолжить работу по созданию для них «маршрутных листов» и уведомлению родителей по итогам пробных экзаменов. Необходимо проводить индивидуальную работу с каждым родителем, давать рекомендации, памятки. Были представлены оригинальные методические приёмы для обеспечения успешного написания развёрнутых ответов в формате ОГЭ.

Чухланцева Анна Ивановна, доцент кафедры филологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, учитель русского языка и литературы НОП СОШ «Новатор», представила результаты итоговой аттестации учащихся по литературе в формате ОГЭ за 2024 год в Краснодарском крае. Анализ полученных результатов по литературе Краснодарского края в 2024 году показал, что показатели сохранены на прежнем достаточно высоком уровне. Закреплен опыт прошлых лет и положительная динамика полученных результатов. Докладчик подробно описала изменения в критериальной базе и системе оценивания экзаменационных работ по литературе на 2025 год по отдельным заданиям с учётом их специфики. Уточнила, что изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Однако уточнены критерии оценивания выполнения заданий: при оценивании выполнения всех заданий части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» учитывается сумма ошибок вне зависимости от их вида; критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 сближены по количеству ошибок с требованиями ОГЭ по русскому языку.

Полюга Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №4 им. В.Ф. Подгурского г. Сочи, рассказала о способах формирования читательской компетентности при подготовке к ОГЭ по литературе, об эффективные методические решения данной проблемы. Рассказала о типичных ошибках, допущенных выпускниками в экзаменационных работах в формате ОГЭ по литературе, и эффективных способы их устранения. Были показаны эффективные приёмы работы с текстами различной структуры и тематики в соответствии с требованиями итоговой аттестации по литературе. Докладчик поделилась приемами работы с текстом: чтение, выявление восприятия с помощью вопросов, анализ произведения, истолкование. В формировании правильной читательской деятельности комментированное чтение и диалог с автором через текст играют важную роль. Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 9 классе осуществляется на основе работы с текстами различных стилей, типов речи. При этом чтению отводится также немаловажная роль. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности: осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров; пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы; анализ и интерпретация произведения; составление планов; характеристика героя; написание отзыва; написание сочинения и т.д. Особое внимание при этом отводится анализу текста и работе с ключевыми словами, то есть смысловому чтению.

 

Пунтусова Анастасия Павловна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №4 им. В.Ф. Подгурского г. Сочи, рассказала о филологическом анализе текста в аспекте формирования читательских умений школьников. Уточнила, что читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Кроме того, читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ, в том числе итогового собеседования, и ЕГЭ. Обучение работе с текстом включает в себя умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формулирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать своё мнение. Предложила разные приемы работы с текстом: определить его назначение, тему, ответить на вопрос по содержанию, сравнить разные тексты в соответствии с учебной задачей, определить тип текста, выделить его особенности (жанр, стиль, структуру) и т.д. Докладчик предложила различные текстовые задачи по читательской грамотности, которые моделируют реальную ситуацию. В таких задачах есть вопросы, направленные на формирование всех групп читательских умений, которые необходимы при решении широкого круга задач: поиск и извлечение информации, интеграция и интерпретация, оценка художественного произведения.

После выступлений докладчики ответили на ряд вопросов участников семинара.

Материалы: